В этом году программы МВА окончили выпускники, которые учились в разгар кризиса. Как они оценивают свои бизнес-школы? "Секрет фирмы" и Headhunter.ru представляют топ-30 российских программ MBA. Правильность применения методики рейтинга подтвердила международная аудиторская компания.
Текст: Юлия Фуколова, Владислав Коваленко, Светлана Горбачева
Выпускник одной из российских программ MBA признался, что обучением в бизнес-школе доволен, потому что здесь он познакомился с женой. А главным минусом он считает отсутствие парковки, которую школа обещала открыть, но так и не открыла. Впрочем, другие обладатели степени МВА получили более богатый опыт. Мы опросили 1387 выпускников бизнес-школ Москвы и Санкт-Петербурга, получивших диплом MBA в 2009-2011 годах. И на основе их мнения о качестве обучения составили очередной рейтинг российских программ MBA.
Респонденты оценивали свои школы по 12 критериям (см. таблицу ниже) — преподавательский состав, важность приобретенных навыков и т. д. Кроме того, в рейтинге мы учитывали стоимость программ MBA, так как между ней и качеством обучения, по мнению выпускников, существует прямая связь. Вес всех критериев определяли сами респонденты.
попперсы
цена с доставкой в Спб
В этом году список топ-30 программ MBA впервые возглавила Высшая школа маркетинга (ВШМ) ГУУ — в 2010 году она занимала второе место. Выпускники поставили ей наивысшие баллы сразу по нескольким критериям — преподавательский состав, практичность обучения, полезность установленных связей, рост зарплаты после обучения. "К нам стоит очередь из преподавателей, желающих у нас работать. И все с опытом в бизнесе — других и не рассматриваем. Сегодня треть преподавателей ВШМ — наши же выпускники,— рассказывает руководитель ВШМ ГУУ Александр Челенков.— Мы 15 лет выстраивали эту систему, и теперь она приносит свои плоды". Выпускник 2010 года Николай Мечтанов отметил, что школа предлагала много свежих кейсов из российской практики. Кроме того, на занятия приглашали действующих предпринимателей, в том числе выпускников ВШМ.
Второе место, отстав от лидера всего на несколько десятых балла, заняла Высшая школа бизнеса (ВШБ) МГУ. Эта школа стабильно входит в число лучших — в четырех из пяти наших рейтингов она занимала первое место. Самые сильные стороны ВШБ МГУ — скрупулезность отбора слушателей и требовательность преподавателей. По словам выпускников, школа организует "кастинг на высшем уровне". От студентов требуют выполнять домашние задания, а опоздавших не допускают на занятия. "Порядки в школе строгие, пересдача экзаменов и проектов — нормальное явление",— говорит выпускник 2011 года Евгений Лим. Нельзя сказать, что подобная требовательность уникальна, но в период кризиса многие бизнес-школы ослабили контроль над отбором студентов и учебной дисциплиной. Как следствие, просело качество обучения. А ВШБ удалось свой уровень сохранить.
Институт делового администрирования и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ (ИДАБ) сохранил за собой третье место в нашем рейтинге. Его выпускники отметили, что в школе сильный преподавательский состав и серьезный подход к отбору абитуриентов. С поступающими на MBA здесь беседуют по вопросам макроэкономики, а также проводят тестирование.
Неплохую динамику показал Международный институт менеджмента (МИМ) ЛИНК: в прошлом году школа занимала в общем рейтинге седьмое место, сейчас — четвертое, и, судя по всему, скоро составит конкуренцию лидерам. ЛИНК не похож на традиционную бизнес-школу — его слушатели почти не занимаются в аудиториях. Они самостоятельно осваивают учебные материалы, общаются в онлайн-конференциях, раз в месяц группа встречается на так называемых тьюториалах. На сегодняшний день ЛИНК открыл 86 учебных центров в России и СНГ, здесь работают 354 тьютора — менеджеры, которые прошли подготовку для работы со студентами.
По словам выпускников ЛИНК, теоретические знания они применяли на практике уже через две недели после начала обучения. "Мы не разбирали абстрактные кейсы, а выполняли работы на базе своей компании",— говорит заместитель гендиректора ИТ-компании "Софтбаланс" (Санкт-Петербург) Владимир Котов. Например, одно из заданий — рассчитать эластичность спроса для конкретного товара или услуги. Котов провел исследование для учебного центра своей компании. Используя изученные в ЛИНК математические модели, Владимир нашел оптимальную цену, при которой компания получит максимальную выгоду, а также рассчитал численность классов. В результате получил и зачет, и пользу для бизнеса.
Подробнее на сайте http://www.kommersant.ru/doc/1761798
mbatoday.ru по информации журнала Секрет Фирмы
2011-09-06
Обсудить на форуме (5)