mba
mba
Умные хотят знать, кто умнее
аналитика, статьи, бизнес образование, mba, Умные хотят знать, кто умнее
     
 
Умные хотят знать, кто умнее

 Другие статьи
 

Умные хотят знать, кто умнее

Российские СМИ пытаются определить лучшую отечественную MBA, а бизнес-школы этому не рады. Пресса составляет рейтинги неправильно, считают в школах. Рассчитывать в такой ситуации на прозрачный рынок ? глупо. Почему за двадцать лет в России не могут создать объективный рейтинг MBA, а выпускники боятся рассказывать о жизни после учебы, - выясняет E-xecutive.

Недавний рейтинг бизнес-школ по версии журнала "Серкет фирмы" перессорил всех со всеми. Школы обвиняют СМИ в продажности, а журналисты парируют все нападки, используя вместо щита методику составления рейтинга, и советуют работать над ошибками, а не пенять на зеркало. Причина шумихи не в конкретном издании. Особое внимание к "Секрету фирмы" обусловлено только тем, что это наиболее авторитетное и читаемое из многочисленных российских СМИ, составляющих рейтинги бизнес-школ. Проблема в другом. Складывается впечатление, что российский рынок бизнес-образования не готов рассказать, а потом и узнать о себе всей правды.

Любой рейтинг составляется для того, чтобы человеку было проще выбирать на конкурентном рынке. "Мы первыми сделали рейтинг, в котором веса критериев и оценки по ним назначают сами выпускники,- говорит редактор отдела "Исследования и рейтинги" "Секрета фирмы" Влад Коваленко, разработавший методику для оценки школ. - Наша задача -лишь статистически правильно учесть мнение наших респондентов. Что касается недовольства, которое школы выражают в адрес нашего рейтинга, такова неблагодарная доля исследователей".

Но российских бизнес-школы видят ситуацию по-другому. По их мнению, СМИ выбирают необъективные критерии и назначают каждому из них неправильный вес, что влияет на результаты. Некоторые участники рынка образования склонны полагать, что издания в условиях финансовой зависимости от рекламодателей могут решиться на продажу мест в рейтингах. Понятное дело, что пресса подобные обвинения отрицает, объясняя это заботой о своей репутации.

В Европе и США успешность бизнес-школы рассчитывают исходя из изменения доходов выпускника. На Западе сравнивают зарплату до и после обучения. Влад Коваленко признает этот подход единственно правильным, но отмечает, что в России он работает не вполне корректно. Выпускники отечественных бизнес-школ категорически отказываются говорить о своих доходах. "Люди боятся излишнего внимания со стороны криминальных структур, - говорит Коваленко. - Я и сам не раскрываю свои доходы в социологических опросах, потому что не знаю, где потом всплывут эти данные".

Поэтому, не спрашивая о конкретной зарплате, "Секрет фирмы" учитывает, как изменились доходы и карьера выпускника после получения диплома. Кроме того, обладатели MBA оценивают свою школу по нескольким критериям (см. таблицу) и сами назначают им вес. "Нам остается только подсчитать среднее арифметическое и вывести результаты, - объясняет редактор "Секрета фирмы" Юлия Фуколова. - Мы самостоятельно назначили вес в 25% только одному критерию - стоимости обучения". По логике издания, это единственный абсолютно объективный критерий, по которому можно сравнивать школы, ведь у каждого отдельного абитуриента нет возможности поучиться в разных школах и сравнить их между собой. "Фактически, оценка абитуриента - это степень его удовлетворенности дипломом, а не абсолютное мерило качества", - говорит Коваленко.

Сами школы не видят серьезных барьеров для создания объективного рейтинга и всячески содействуют его появлению: созывают круглые столы для обсуждения проблемы и выказывают готовность к сотрудничеству. Правда, пресса содействия пока не ощущает. "Задумывая рейтинг, мы неоднократно обращались в РАБО с просьбой предоставить контакты выпускников, и каждый раз получали отказ, - вспоминает Влад Коваленко. - Позиция ассоциации была такая: у нас мораторий на участие в рейтингах. Что же касается "объективной" методики, то сообщество ищет ее давно. Все копья ломаются вокруг набора и веса критериев. У каждой школы есть свои сильные стороны, и каждая школа настаивает, чтобы именно этим критериям была присвоена максимальная значимость. Поэтому наша методика, где выпускник сам выбирает вес критерия, наиболее гармонична. Да и вообще это странно, когда участники рейтинга сами себя рейтингуют - это противоречит философии рейтингования".

Как представляется профессиональному сообществу MBA, есть два пути для появления приличного рейтинга. Первый - создать собственную отечественную методику рейтингования бизнес-школ с учетом российской специфики. Эту работу предполагается поручить профессиональным рейтинговым агентствам. И второй - копирование западного опыта или конкретной методики.

"Логика работы любого рейтингового агентства проста: делаются только те рейтинги, которые можно продать", - замечает шеф-редактор журнала "Энергия промышленного роста" Алексей Зайко, знающий индустрию рейтингов изнутри. Продаваться должны не места, а сами рейтинги. Например, рейтинг инвестиционной привлекательности регионов интересен губернаторам. Они готовы платить за составление адекватной и прозрачной методики, чтобы понять, в каком состоянии находится их регион относительно других. Подобный рейтинг можно создать и для бизнес-школ, но до тех пор, пока на него нет спроса на рынке, профессиональному агентству это малоинтересно.

Именно поэтому оценкой успешности MBA занимаются СМИ. Правда, по словам Зайко, чаще всего в результате получается PR, а не аналитика. "Я видел, как создаются рейтинги в СМИ, - продолжает он. - Редактор строит какую-то методику, пытается что-то посчитать, потом приходит главный редактор и говорит: "Нет, они же не достойны, как вы поставили их на первое место?". Редактор возражает: "Вот показатели". Ему отвечают: "Нет, все будет по-другому".

Вариант с заимствованием иностранной методики выглядит гораздо реалистичнее, и именно по этому пути отправилась газета "Ведомости", которая издается совместно с Financial Times и Wall Street Journal - общепризнанными мировыми лидерами в деле оценки бизнес-школ. "У нас есть договоренность с FT, что итогами нашей работы станет русская таблица на международных полосах, - рассказывает редактор образовательных и карьерных приложений газеты "Ведомости" Татьяна Мартьянова. - Проблема в том, что российский и западный MBA - это разные вещи, поэтому мы серьезно размышляли над весом критериев и принципами отбора участников опроса". Задача сложно выполнимая: по условиям контракта "Ведомостям" предстоит оценить российские программы MBA максимально приближенно к западной методике, которая предполагает полную прозрачность данных. Это серьезное испытание на прочность для российских бизнес-школ.

Методика FT строится на принципе опроса школ и анкет выпускников за последние три года, причем обе анкеты заполняются в интернете по системе персональных паролей, что защищает данные от несанкционированного доступа. В "Ведомостях" полагают, что такая защищенность информации убедит российских выпускников поделиться данными о своих доходах. "Наверняка мы столкнемся с проблемами, - смотрит в будущее Мартьянова, - но мерить динамику карьерного роста выпускников без знания размеров их зарплат - не имеет смысла".

"Ведомости" столкнулись и с другими проблемами. Один из критериев для оценки бизнес-школы - количество публикаций ее преподавателей в англоязычных независимых научных изданиях. Наши преподаватели почти не публикуются в них. "Ведомости" решили ввести в рейтинг дополнительно к этому российский список. Сейчас в РАБО спешно его составляют. Другая сложность - оценить эффективность трудоустройства выпускников: в большинстве российских школ, за исключением семи-восьми, попросту отсутствуют карьерные центры, которые помогают студенту найти работу. В любом случае школам не удастся приписать себе лишние заслуги. Все полученные данные будут подвергнуты аудиту в компании KPMG. Это обязательное условие рейтинга FT, и "Ведомости" уже начали обсуждение с российским офисом аудиторов технологию сотрудничества.

"Проблема журнала "Секрет Фирмы" в том, что они начали делать рейтинг рано, - считает Татьяна Мартьянова. - Рынок был не готов к тому, чтобы давать правдивую информацию". Первые опросники "Ведомости" планируют рассылать в декабре нынешнего года. А выпустить сам рейтинг издание планирует к февралю 2011 года. Воспользуется ли российское бизнес-образование возможностью сделать рынок прозрачным - большой вопрос. Но одно ясно точно - через полтора года у всех нас есть шанс узнать о MBA в России много нового.



Обсудить на форуме (3)

e-xecutive.ru, 2009-10-27
 


 
     
© 2004-2018 mba today, связь с нами. Перейти в начало сайта.