mba

Умные хотят знать, кто умнее

Российские СМИ пытаются определить лучшую отечественную MBA, а бизнес-школы этому не рады. Пресса составляет рейтинги неправильно, считают в школах. Рассчитывать в такой ситуации на прозрачный рынок ? глупо. Почему за двадцать лет в России не могут создать объективный рейтинг MBA, а выпускники боятся рассказывать о жизни после учебы, - выясняет E-xecutive.

Недавний рейтинг бизнес-школ по версии журнала "Серкет фирмы" перессорил всех со всеми. Школы обвиняют СМИ в продажности, а журналисты парируют все нападки, используя вместо щита методику составления рейтинга, и советуют работать над ошибками, а не пенять на зеркало. Причина шумихи не в конкретном издании. Особое внимание к "Секрету фирмы" обусловлено только тем, что это наиболее авторитетное и читаемое из многочисленных российских СМИ, составляющих рейтинги бизнес-школ. Проблема в другом. Складывается впечатление, что российский рынок бизнес-образования не готов рассказать, а потом и узнать о себе всей правды.

Любой рейтинг составляется для того, чтобы человеку было проще выбирать на конкурентном рынке. "Мы первыми сделали рейтинг, в котором веса критериев и оценки по ним назначают сами выпускники,- говорит редактор отдела "Исследования и рейтинги" "Секрета фирмы" Влад Коваленко, разработавший методику для оценки школ. - Наша задача -лишь статистически правильно учесть мнение наших респондентов. Что касается недовольства, которое школы выражают в адрес нашего рейтинга, такова неблагодарная доля исследователей".

Но российских бизнес-школы видят ситуацию по-другому. По их мнению, СМИ выбирают необъективные критерии и назначают каждому из них неправильный вес, что влияет на результаты. Некоторые участники рынка образования склонны полагать, что издания в условиях финансовой зависимости от рекламодателей могут решиться на продажу мест в рейтингах. Понятное дело, что пресса подобные обвинения отрицает, объясняя это заботой о своей репутации.

В Европе и США успешность бизнес-школы рассчитывают исходя из изменения доходов выпускника. На Западе сравнивают зарплату до и после обучения. Влад Коваленко признает этот подход единственно правильным, но отмечает, что в России он работает не вполне корректно. Выпускники отечественных бизнес-школ категорически отказываются говорить о своих доходах. "Люди боятся излишнего внимания со стороны криминальных структур, - говорит Коваленко. - Я и сам не раскрываю свои доходы в социологических опросах, потому что не знаю, где потом всплывут эти данные".

Поэтому, не спрашивая о конкретной зарплате, "Секрет фирмы" учитывает, как изменились доходы и карьера выпускника после получения диплома. Кроме того, обладатели MBA оценивают свою школу по нескольким критериям (см. таблицу) и сами назначают им вес. "Нам остается только подсчитать среднее арифметическое и вывести результаты, - объясняет редактор "Секрета фирмы" Юлия Фуколова. - Мы самостоятельно назначили вес в 25% только одному критерию - стоимости обучения". По логике издания, это единственный абсолютно объективный критерий, по которому можно сравнивать школы, ведь у каждого отдельного абитуриента нет возможности поучиться в разных школах и сравнить их между собой. "Фактически, оценка абитуриента - это степень его удовлетворенности дипломом, а не абсолютное мерило качества", - говорит Коваленко.

Сами школы не видят серьезных барьеров для создания объективного рейтинга и всячески содействуют его появлению: созывают круглые столы для обсуждения проблемы и выказывают готовность к сотрудничеству. Правда, пресса содействия пока не ощущает. "Задумывая рейтинг, мы неоднократно обращались в РАБО с просьбой предоставить контакты выпускников, и каждый раз получали отказ, - вспоминает Влад Коваленко. - Позиция ассоциации была такая: у нас мораторий на участие в рейтингах. Что же касается "объективной" методики, то сообщество ищет ее давно. Все копья ломаются вокруг набора и веса критериев. У каждой школы есть свои сильные стороны, и каждая школа настаивает, чтобы именно этим критериям была присвоена максимальная значимость. Поэтому наша методика, где выпускник сам выбирает вес критерия, наиболее гармонична. Да и вообще это странно, когда участники рейтинга сами себя рейтингуют - это противоречит философии рейтингования".

Как представляется профессиональному сообществу MBA, есть два пути для появления приличного рейтинга. Первый - создать собственную отечественную методику рейтингования бизнес-школ с учетом российской специфики. Эту работу предполагается поручить профессиональным рейтинговым агентствам. И второй - копирование западного опыта или конкретной методики.

"Логика работы любого рейтингового агентства проста: делаются только те рейтинги, которые можно продать", - замечает шеф-редактор журнала "Энергия промышленного роста" Алексей Зайко, знающий индустрию рейтингов изнутри. Продаваться должны не места, а сами рейтинги. Например, рейтинг инвестиционной привлекательности регионов интересен губернаторам. Они готовы платить за составление адекватной и прозрачной методики, чтобы понять, в каком состоянии находится их регион относительно других. Подобный рейтинг можно создать и для бизнес-школ, но до тех пор, пока на него нет спроса на рынке, профессиональному агентству это малоинтересно.

Именно поэтому оценкой успешности MBA занимаются СМИ. Правда, по словам Зайко, чаще всего в результате получается PR, а не аналитика. "Я видел, как создаются рейтинги в СМИ, - продолжает он. - Редактор строит какую-то методику, пытается что-то посчитать, потом приходит главный редактор и говорит: "Нет, они же не достойны, как вы поставили их на первое место?". Редактор возражает: "Вот показатели". Ему отвечают: "Нет, все будет по-другому".

Вариант с заимствованием иностранной методики выглядит гораздо реалистичнее, и именно по этому пути отправилась газета "Ведомости", которая издается совместно с Financial Times и Wall Street Journal - общепризнанными мировыми лидерами в деле оценки бизнес-школ. "У нас есть договоренность с FT, что итогами нашей работы станет русская таблица на международных полосах, - рассказывает редактор образовательных и карьерных приложений газеты "Ведомости" Татьяна Мартьянова. - Проблема в том, что российский и западный MBA - это разные вещи, поэтому мы серьезно размышляли над весом критериев и принципами отбора участников опроса". Задача сложно выполнимая: по условиям контракта "Ведомостям" предстоит оценить российские программы MBA максимально приближенно к западной методике, которая предполагает полную прозрачность данных. Это серьезное испытание на прочность для российских бизнес-школ.

Методика FT строится на принципе опроса школ и анкет выпускников за последние три года, причем обе анкеты заполняются в интернете по системе персональных паролей, что защищает данные от несанкционированного доступа. В "Ведомостях" полагают, что такая защищенность информации убедит российских выпускников поделиться данными о своих доходах. "Наверняка мы столкнемся с проблемами, - смотрит в будущее Мартьянова, - но мерить динамику карьерного роста выпускников без знания размеров их зарплат - не имеет смысла".

"Ведомости" столкнулись и с другими проблемами. Один из критериев для оценки бизнес-школы - количество публикаций ее преподавателей в англоязычных независимых научных изданиях. Наши преподаватели почти не публикуются в них. "Ведомости" решили ввести в рейтинг дополнительно к этому российский список. Сейчас в РАБО спешно его составляют. Другая сложность - оценить эффективность трудоустройства выпускников: в большинстве российских школ, за исключением семи-восьми, попросту отсутствуют карьерные центры, которые помогают студенту найти работу. В любом случае школам не удастся приписать себе лишние заслуги. Все полученные данные будут подвергнуты аудиту в компании KPMG. Это обязательное условие рейтинга FT, и "Ведомости" уже начали обсуждение с российским офисом аудиторов технологию сотрудничества.

"Проблема журнала "Секрет Фирмы" в том, что они начали делать рейтинг рано, - считает Татьяна Мартьянова. - Рынок был не готов к тому, чтобы давать правдивую информацию". Первые опросники "Ведомости" планируют рассылать в декабре нынешнего года. А выпустить сам рейтинг издание планирует к февралю 2011 года. Воспользуется ли российское бизнес-образование возможностью сделать рынок прозрачным - большой вопрос. Но одно ясно точно - через полтора года у всех нас есть шанс узнать о MBA в России много нового.



Обсудить на форуме (3) e-xecutive.ru, 2009-10-27

mba
mba