mba

ИБДА-UAMS: российский опыт евроинтеграции

Крупные компании ценят в топ-менеджерах не только блестящее знание западных моделей управления, но и умение эффективно действовать в условиях неопределенности. «Слушатели совместных программ Executive MBA западных и российских школ бизнеса получают престижную подготовку мирового уровня, тесно связанную со спецификой отечественного бизнеса», – считает Светлана Маркова, координатор совместной программы Executive МВА Школы менеджмента университета Антверпена и ИБДА АНХ.

– Светлана Евгеньевна, насколько популярны совместные программы уровня Executive MBA?

– Многие известные бизнес-школы мира создают подобные программы, причем, эта тенденция охватила учебные заведения на разных континентах. Достаточно взглянуть на рейтинг программ Executive MBA Financial Times: на первом месте совместная программа Kellogg и Hong Kong UST BS, проводимая в Китае; на втором – программа Trium, созданная в партнерстве французской HEC, английской LSE и американской Stern; четвертое место занимает совместная программа Columbia и London BS. Есть сложные содружества, например Purdue (США) – Tias (Нидерланды) – CEU (Венгрия) – GISMA (Германия), занимающая 11-е место. Или CUHK (Китай) – RSM (Нидерланды) – UNC Kenan-Flagler (США) – FGV Sao Paulo (Бразилия) – Egade (Мексика), попавшая на 32-е место.

– По каким принципам университеты подбирают партнеров?

– Главное – школы пытаются обеспечить слушателей интернациональным опытом управления. Причем, все большее внимание уделяется таким регионам, как Китай, Индия, Центральная и Восточная Европа, Бразилия и, конечно же, Россия. Институт бизнеса и делового администрирования АНХ сотрудничает со Школой менеджмента университета Антверпена (UAMS, Бельгия) с 1997 года, то есть актуальную ныне тенденцию мы уловили еще десять лет назад. Несмотря на то, что Бельгия небольшая страна, ей, безусловно, отведена особая роль в Европе. В Брюсселе находятся штаб-квартиры ведущих европейских организаций. В Антверпене – одном из крупнейших портов Европы – пересекаются основные торговые пути, и уже на протяжении нескольких столетий процветает торговля. Бельгийцы говорят на четырех языках. По производительности труда страна занимает второе место в мире, после США. Таким образом, сотрудничество с UAMS изначально рассматривалось нами как путь к активной интеграции в европейский бизнес. Ведь выпускники получают дипломы международного образца, а программа имеет аккредитацию AACSB.

– На кого ориентированы программы Executive MBA?

– Основная идея программ EMBA – подготовка топ-менеджеров с широкими взглядами, способных возглавить крупную компанию. Слушатели получают знания по всем основным областям менеджмента, однако без углубленного изучения какой-то конкретной дисциплины. Подобная «деспециализация» позволяет руководителю высшего звена избавиться от комплекса «узкого специалиста» и обеспечивает его навыками эффективной коммуникации с менеджерами различных отделов.
Характерной особенностью совместных программ Executive MBA в России является относительно молодой возраст слушателей по сравнению с российскими ЕМВА. В среднем он составляет 34 года, тогда как на российской программе Executive МВА ИБДА АНХ он равен 38 годам. Дело в том, что порядка 70% нашей аудитории – это руководители отделов или проектов российских представительств западных фирм, где более высокие позиции обычно заняты экспатами. Напротив, на российской программе ЕМВА больше директоров и собственников отечественных компаний.

– Интерес российских руководителей к западному бизнес-образованию закономерен. Проявляют ли иностранцы заинтересованность к обучению в России?

– Пока сложно говорить о массовом характере этой тенденции. Тем не менее, например, на российско-бельгийскую программу Executive MBA, постоянно подают заявления иностранные граждане. Обычно это экспаты длительное время проработавшие в России и успевшие выучить язык. Ведь половина наших курсов читается на английском языке, тогда как остальные – на русском. У нас есть слушатели и выпускники из Болгарии, Польши, Бельгии, Индии. Для них основным мотивом поступления на программу было желание разобраться в тонкостях ведения бизнеса на российском рынке.

– Каким опытом должны обладать профессора, преподающие на совместных программах Executive MBA?

– Такие программы, как наша, собирают слушателей с управленческим опытом от семи лет. Для того чтобы вести занятия в подобной аудитории, профессору необходим международный опыт, причем, не только преподавания, но и ведения бизнеса. Иначе он просто не сможет говорить со слушателями на одном языке.
При создании совместных программ всегда существует проблема адаптации западных бизнес-технологий к реалиям российской среды. Опыт показывает, что в одиночку зарубежным профессорам с этим справиться непросто. Главное, чтобы они видели в российских коллегах не просто тьюторов, читающих стандартный курс, а полноправных партнеров, проявляли гибкость и прислушивались к их рекомендациям. Тогда программа становится по-настоящему интересна российским топ-менеджерам. Именно такие взаимоотношения творческого сотрудничества сложились на нашей программе между бельгийскими и российскими профессорами.

– Какие методики преподавания эффективны для взрослой аудитории?

– Интерактивные семинары, опирающиеся на практический опыт слушателей, работа над кейсами в малых группах, деловые игры, компьютерные симуляции, тренинги. У нас за последнее время многие занятия проводятся в формате коучинга, а команда преподавателей активно пополняется бизнес-тренерами.
Очень важны установки на командную работу, причем, не только в ходе аудиторных занятий, но и при выполнении дипломного проекта. Так, на российско-бельгийской программе Executive MBA вместо написания индивидуальной магистерской диссертации слушатели выполняют коллективный бизнес-проект – Master Project. Группа из 3-4 человек разрабатывает реальный бизнес-план, обычно для компании одного из слушателей, либо по заказу фирм, сотрудничающих с бизнес-школой. Темы проектов различны: от запуска нового предприятия до изменения стратегии и реинжиниринга бизнес-процессов. За последнее время было много работ по выводу на рынок новых лекарственных препаратов, девелопменту, открытию сетей магазинов.

– Насколько интересен опыт российских слушателей представителям западных фирм, в которых проходят зарубежные стажировки?

– Общение слушателей нашей программы Executive MBA с руководителями зарубежных фирм – это всегда оживленные дискуссии. Ведь и те и другие являются топ-менеджерами с уникальным управленческим опытом. И если раньше основной акцент делался на возможность перенять западный опыт, ознакомиться на практике с их стилем ведения бизнеса, то сейчас все чаще приходится наблюдать, как россияне консультируют западных коллег по вопросам освоения нашего рынка.
Например, во время последней стажировки наших слушателей в Бельгии руководитель отдела маркетинга компании BARCO, лидера по производству техники для отображения информации, делал презентацию по маркетинговой стратегии в России на ближайшие несколько лет. Он начал выступление со своего видения современной России, высказал опасения по поводу нестабильности рынка. Однако в ходе дискуссии, где экспертами выступали наши слушатели, ряд сомнений был развеян. И, как известно, BARCO сейчас расширяет свою деятельность в Москве.

– Как стать слушателем программы Executive MBA ИБДА-UAMS?

– Потребуется уровень знания английского языка не ниже Upper-Intermediate и прохождение неформального собеседования с бельгийским руководством программы и профессорами UAMS. На нашей программе Executive MBA конкурс на вечерний формат составляет два человека на место, на модульном несколько ниже – 1,5. Вероятно, 5-10 лет назад слушатели с хорошей языковой подготовкой предпочли бы учиться на программе full-time за рубежом. Но сейчас практически каждый абитуриент утверждает, что вычеркнуть 1-2 года из жизни, уехав заграницу, было бы непростительной ошибкой.

26-11-2007 "Элитный персонал" №46 (534), 27 ноября 2007 года



Обсудить на форуме (0) Элитный персонал, 2007-11-27

mba
mba