mba

Диагностика качества

Интервью ректора ИБДА АНХ при Правительстве РФ Мясоедова С.П. порталу Бегин.ру.

Новые программы МВА в России появляются каждый год, и сегодня потенциальному слушателю бизнес-школы становится непросто найти качественный курс. Ректор Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Академии народного хозяйства (АНХ) при Правительстве РФ и вице-президент Российской ассоциации бизнес-образования Сергей Мясоедов рассказывает о том, как необходимо выбирать бизнес-школу.

- Насколько качество бизнес-образования связано с длительностью присутствия школы на рынке?

Хорошая школа должна иметь значительный опыт работы на рынке: 10–15 лет, в крайнем случае – не менее пяти. Все, что меньше, должно вызывать сомнения. Новые программы могут быть в лучшем случае неплохими, а новые школы практически никогда не могут сразу стать хорошими или отличными. Единственный путь сделать приличную программу МВА – это привлечь преподавателей из лучших школ бизнеса России или же зарубежных специалистов.

Существует заблуждение о том, что хороший вуз или университет с богатыми традициями может сходу, "со стапелей" создать бизнес-школу, опираясь на блестящий преподавательский состав, который складывался десятилетиями. Но проблема состоит в том, что преподаватель в сфере бизнес-образования и преподаватель классической высшей школы обладают компетенциями, которые иногда взаимно исключают друг друга. Хороший преподаватель высшей школы должен быть методистом, который умеет объяснить материал студенту (дать фундаментальные знания), а хороший преподаватель бизнес-школы должен уметь не хорошо излагать знания, а молчать на занятиях. Его задача не передать знания, а "разговорить" менеджеров, сидящих в аудитории, организовать обмен практическим опытом. Он должен быть не столько преподавателем, сколько тренером и фасилитатором одновременно. Поэтому те компетенции, которыми обладают блестящие преподаватели-лекторы, часто оказываются деструктивными в бизнес-школе. Если очень хороший вуз открыл бизнес-школу в этом году и начал проводить программу МВА, весьма велика вероятность, что по сути будет проводиться улучшенная программа традиционного второго высшего образования.

На переподготовку преподавателей уходит 3–4 года. Способных к адаптации и использованию активных методов обучения преподавателей немного. Кроме того, желательно, чтобы они были молодыми и владели иностранным языком. Их необходимо послать на обучение за границу, чтобы они увидели методику преподавания в лучших бизнес-школах, а потом уже начали "ломать" самих себя. Существует знаменитая "Гарвардская матрица преподавания", объясняющая психологические трудности, с которыми сталкиваются традиционные преподаватели при переходе в бизнес-школу. Это квадрат, разбитый на 4 секции. Верхняя левая секция – молодой и неопытный преподаватель традиционных дисциплин (лекции, семинары). Далее он приобретает опыт и опускается на одну секцию вниз (левый нижний квадрат), становится блестящим преподавателем-традиционалистом. Студенты от него в восторге, ходят на его лекции, сам же он – гуру. Далее ему нужно перейти на преподавателя бизнес-школы и он как гуру должен "замолчать"! Это ему очень некомфортно. Во-первых, он привык говорить сам, во-вторых, молчать в аудитории очень тяжело. Ведь пока он говорит, он пересказывает то, что знает. А когда он молчит, может возникнуть любой вопрос, занятие может пойти в любую сторону. Его могут втянуть в любую дискуссию. Это сопровождается более высокими нервными нагрузками, и, кроме того, человеку приходится отказываться от своих лекционных наработок, накопленных за долгие годы. Он перемещается в правый верхний сектор и превращается из блестящего традиционного преподавателя в плохого преподавателя, работающего по новым, активным методам. Проходит еще 2–3 года, прежде чем он смещается в нижний правый сектор и становится блестящим преподавателем в области бизнес-образования. Переход от блестящего традиционалиста к слабому нетрадиционалисту психологически дается очень тяжело, многие профессора его не выдерживают и "откатываются" назад.

Узнайте, кто преподает в бизнес-школе. Особенно внимательно отнеситесь к тем преподавателям-практикам, которые будут читать выбранную вами специализацию. Поясню на примере ИБДА. Специализацию "Маркетинг" на нашей программе МВА читают Ашот Арутюнян (на протяжении ряда лет возглавлявший отдел маркетинга компании "Снежная королева", а сейчас заведущий отделом маркетинга сети магазинов "Детский мир" АФК "Система") и Игорь Качалов, владелец известной маркетинговой консалтинговой фирмы "Качалов и коллеги". Для них маркетинг – это профессия, профессиональный бизнес. У них талант преподавателя сочетается с богатейшим практическим опытом в области маркетинга, а не со знанием учебника Ф. Котлера близко к тексту.

- Что сегодня происходит со стоимостью программ? Может ли стоимость указывать на качество?

Известна поговорка: "Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи". Дешевых и качественных программ в бизнес-образовании не бывает. Высококвалифицированные преподаватели-практики стоят дорого.

Ведущие российские программы МВА находятся в ценовом диапазоне от 14 до 18 тысяч долларов за программу. Несколько наиболее сильных программ стоят больше 20 тысяч долларов. Я думаю, что цена продолжит повышаться, опережая инфляцию, и в течение ближайших лет. Полагаю, что уже через год-два группа ведущих российских бизнес-школ преодолеет психологическую планку в 20 тысяч долларов, а лидеры вплотную приблизятся к планке в 25 тысяч долларов.

- Часто на высокое качество образования указывает высокий конкурс на поступление. Справедливо ли это в отношении обучения на программах МВА?

Вступительные испытания, наличие конкурса и листа ожидания – важнейший показатель уровня школы. В хороших образовательных центрах обязательно проводят отбор абитуриентов и устраивают вступительные испытания. Если школа говорит, что конкурс есть, но вступительные испытания – формальность, то вас, скорее всего, "водят за нос", или, говоря более вежливым языком, вводят в заблуждение, чтобы продать товар не лучшего качества.

Однако конкурс конкурсу рознь. Необходимо развести понятие конкурса на первое высшее образование в вуз и конкурса на программу МВА. У них разные цели. Цель первого – отобрать умных, способных абитуриентов. Или, если при вузе сложилась система репетиторства, подготовить родителей к мысли, что им придется расстаться с определенным количеством денежных средств, чтобы ребенок сдал вступительные экзамены. В бизнес-школе задача другая. Она должна отбраковать и вывести из потенциальной группы слушателей случайных людей. Кто это? Во-первых, это неспособные к менеджменту люди, которые считают, что такое обучение – это панацея, и, закончив программу, они сразу из неудачников станут лидерами. Часто в надежде на чудо они даже готовы занимать деньги, брать образовательные кредиты и т.п. Таких людей брать на программу не надо. МВА – это не золотая рыбка. Это программа, которая развивает управленческий талант. Но нельзя развить то, чего у человека нет. Во-вторых, в каждом наборе встречаются люди с гипертрофированным самомнением или – что то же самое – со скрытым комплексом неполноценности: то есть психологически разбалансированные личности. Они и сами не будут учиться, и другим будут мешать, пытаясь обосновать свою уникальность через противопоставление себя бизнес-школе, программе, преподавателям, группе и т.п. В-третьих, это те, кто просто идут не на ту программу. Например, на EMBA-программе должны учиться люди с совсем другим опытом, возрастом и положением, чем на МВА. Эти программы не лучше и не хуже одна другой, они одинаковы по качеству, но отличаются тем, что сфокусированы на интересы, потребности и саморефлексию менеджеров разных уровней.

Хороший конкурс в бизнес-школу, на мой взгляд, должен составлять максимально 1,3–1,5 человека на место. Большим он быть не должен. Если он выше, то необходимо повышать цену программы. Почему именно 1,3–1,5 человека? Для того чтобы была возможность "отбраковки" 5–7 человек на группу из 25–30 человек. Тогда есть возможность выбрать действительно мотивированных и сильных слушателей, однородных по опыту и кругу решаемых на практике управленческих задач – то, что делают все ведущие школы мира. Но даже такой конкурс, по моим данным, сегодня в стране имеют 3–4 школы, хотя говорят об этом все.

- На что еще Вы посоветуете обратить внимание?

Позвоните в отдел маркетинга школы. Разговор с сотрудником отдела маркетинга поможет составить первое впечатление о школе. Постарайтесь задать побольше вопросов о программах и их качестве. Если школа не умеет сама себя продать, она не сможет ничему научить: ни маркетингу, ни менеджменту, ни работе с финансами.

Попросите отдел маркетинга перечислить ключевые компетенции данной программы МВА. К слову сказать, хорошая школа всегда имеет несколько специализаций МВА или несколько разных программ МВА. Попросите объяснить, чем одна отличается от другой, попросите вообще объяснить, чем эта программа отличается от других аналогичных программ на рынке. Дайте работнику отдела маркетинга название какой-то другой лидирующей школы бизнеса, причем можно это сделать в провокационной форме: "А вот там нам сказали, что у них программа лучше. Вы тоже считаете, что она лучше вашей?" Если работник отдела маркетинга начнет ругать другую школу, это будет свидетельствовать не только об отсутствии в школе деловой этики. Ругают только от слабости. Серьезные школы скажут, что они не занимаются критическим разбором других программ, и вместо этого расскажут, чем хороши их программы.

Отмечу еще раз, что разговор с отделом маркетинга – это как первое впечатление при первом знакомстве. Положитесь на свою интуицию. Вы не обращали внимания, как часто наше первое впечатление оказывается правильным? Вы почувствуете, если люди в школе клиентоориентированы и хотят с вами работать. Если же вас начинают перекидывать на разные телефоны, просят позвонить позже, то есть в целом не умеют организовать свой маркетинг, я бы не советовал продолжать знакомство с такой бизнес-школой.

Автор: Владимир Правоторов



Обсудить на форуме (3) mbatoday.ru, 2007-10-20

mba
mba