mba
mba
МВА на выбор
аналитика, статьи, бизнес образование, mba, МВА на выбор
     
 
МВА на выбор

 Другие статьи
 

МВА на выбор

Наверное, каждый российский менеджер хотя бы раз мысленно примерял на себя мантию выпускника бизнес-школы и задумывался о возможности получения диплома МВА. А когда эти мечты приобретают реальные очертания, возникает проблема выбора программы и места обучения. Это непростая задача, и чтобы не ошибиться, нужно ответить себе на ряд вопросов.

Что такое МВА?

Это долгосрочная программа, предназначенная для того, чтобы систематизировать опыт менеджера и обогатить его новыми знаниями, которые он получит как от преподавателей, так и от своих сокурсников. Главное отличие программ МВА от других программ дополнительного образования для взрослых заключено в том, что, во-первых, здесь акцент делается на практических интерактивных занятиях (тренингах, кейс-стади), а, во-вторых, результаты такого обучения во многом зависят от активности самого слушателя. Таким образом, выбирая МВА, нужно понимать, что придется очень много работать.

Где учиться?

Это второй вопрос, на который придется отвечать. В России, Европе или США? Эти три региона традиционно рассматриваются российскими менеджерами в качестве альтернативы для получения диплома МВА. Какими бы хорошими не были южноамериканские или азиатские школы, встретить там слушателей из РФ пока непросто.
Обучение в США качественное, но очень дорогое. Желающим придется приготовить от $50000 (Чикагский университет) до $100000 (Гарвард). Европейский вариант немного дешевле, но тоже не всем по карману ($40000-70000). Именно поэтому многие россияне предпочитают учиться на родине, тем более что отечественные бизнес-школы ежегодно наращивают качество программ.

Характерно, что выбирая обучение за рубежом, абитуриенты прежде всего оценивают школу, обращая внимание на ее местоположение в мировых рейтингах. Поступающим в российские учебные заведения важнее специализация программы. Ведь немногие из наших топ-менеджеров смогли получить в свое время профильное образование.

Стоит ли обращать внимание на рейтинги?

На сегодняшний момент существует всего четыре мировых рейтинга, способных повлиять на выбор бизнес-школы. Их готовят Business Week, US News & World Report, Financial Times и Forbs, издания, имеющие высокий международный авторитет.
Ключевое влияние на расположение мест в исследовании US News & World Report, оказывают мнения ректоров и деканов учебных заведений. Академическая среда достаточно консервативна, поэтому в US News, как правило, предпочтение отдается долгоживущим брендам. Второй по старшинству рейтинг журнала Business Week (ему чуть больше 20 лет), составляется на основе точек зрения топ-менеджеров холдингов и отражает взгляды крупных работодателей. Для своего рейтинга сотрудники Forbs предпочитают опрашивать представителей финансового сектора и, как следствие, обращают внимание на рост заработных плат выпускников. Financial Times ориентирована на мнения самих выпускников. Разумеется, в каждом рейтинге заложено множество параметров, позволяющих давать интегрированную оценку.
Российских рейтингов такого уровня и степени достоверности пока еще нет, хотя бы потому, что еще не сложились социальные группы для репрезентативной выборки. Работодатели не в состоянии определить качество подготовки в той или иной школе, выпускники в большинстве отказываются сообщать сведения о своих доходах, а академическая среда еще не готова принимать ответственные коллегиальные решения.

В 2005 году было несколько попыток сделать национальный рейтинг; все они были не совсем удачными. Такие параметры, как количество студентов, научные степени преподавателей и научно-техническое обеспечение процесса обучения не позволили ответить на вопрос, кто есть кто в российском бизнес-образовании. В результате одна и та же школа в одном рейтинге могла входить в тройку лучших, а в другом едва попадала во вторую десятку. Кроме того, свести в одно исследование все бизнес-школы (а их в России более 70) не удалось никому. Не случайно, в 2006 году желающих продолжить работу практически не осталось.

Тем не менее, рейтинг является оптимальным инструментом выбора бизнес-школы, поэтому образовательное сообщество и деловая среда ищут способы его создания. И когда сформируются бренды учебных заведений, а количество выпускников с дипломом МВА станет достаточным, чтобы оценить их преимущества, достоверный и уважаемый российский рейтинг обязательно появится.

Какие бывают программы МВА

Впрочем, для многих абитуриентов все равно наиболее значимым фактором останется специализация программ. Итак, какие бывают программы?

General programs ориентированы на формирование навыков в области общего менеджмента. Они универсальны, а их выпускники могут работать в любом сегменте рынка и на любой должности, от коммерческого директора до HR-а.

Специализированные программы предназначены для того, чтобы дать слушателю возможность получить углубленные знания в какой-то конкретной области. Специализации бывают двух видов - профессиональные (маркетинг, финансы, HR) и отраслевые ("МВА в здравоохранении", "МВА в строительно-инвестиционном комплексе" и т.д.). Разновидностью специализированных программ являются MBI, на которых учатся менеджеры, работающие в сфере IT. Цикл специализированных дисциплин всегда начинается на втором году обучения.

Executive МВА, возникшие на Западе как форма очно-заочного обучения, у нас приобрели совершенно другой характер. ЕМВА в России - это дорогие эксклюзивные программы, предназначенные для первых лиц компаний.

Мини-МВА (самый молодой формат) не связаны с классическими программами и представляют собой логически взаимосвязанные циклы тренингов и семинаров. Формат "мини" очень популярен у корпоративных заказчиков.

Сколько учатся на МВА?

Длительность обучения на программах МВА регламентирована специальным документом, Государственными требованиями к программам МВА. Только соблюдение этих требований позволяет бизнес-школам получать государственную аккредитацию, поэтому вариантов быть не может. На научно-теоретические дисциплины отведено 750 часов, а 250 - на самостоятельные занятия. Всего слушателю придется учиться около двух лет.

Впрочем, эти требования не распространяются на форматы Executive МВА и мини-МВА. В первом случаем длительность программ варьируется от 15 месяцев до стандартных двух лет. Зависит это от того, на какой базе организаторы создавали свой учебный план. Если за основу бралась классическая МВА, соответственно, путь к диплому будет более длинным. Если учебный план оригинальный, есть вероятность, что учиться придется не более полугода Следует также помнить, что наборы в бизнес-школы происходят два раза в году - в конце зимы и осенью.

Что выбирать - программу или школу?
"Государственные требования" определяют длительность обучения, их содержание и характер, условия реализации, требования к преподавательскому составу. Значит ли это, что все программы МВА однообразны и не имеет значения, в какой бизнес-школе учиться? Разумеется, нет. Школы привлекают разных по уровню знаний и опыту специалистов для ведения занятий, разрабатывают уникальные технологии обучения, отличаются по уровню сервиса и материально-технического обеспечения. Наконец, в школах могут собираться как сильные, так и слабые группы. Все эти факторы решительным образом влияют на уровень подготовки слушателей.

Блиц-опрос

Михаил Голубев, генеральный директор компании Aqualon Group, выпускник-2008 совместной программы Executive МВА Института бизнеса и делового администрирования АНХ и Антверпенского университета (UAMS): Я выбирал программу Executive MBA, ориентированную на собственников и топ-менеджеров. Первым моим шагом был обзор всего рынка подобных программ в Москве с помощью интернета и прессы, вторым - сравнение курсов, предлагаемых различными учебными центрами. В результате осталось два учебных заведения, с которыми я решил познакомиться поближе. Я посетил эти бизнес-школы, поговорил с выпускниками и преподавателями, узнал их мнение об особенностях и качестве преподавания. Взвесив и такие факторы, как стоимость обучения и расположение школ, я остановил свой выбор на ИБДА, поступив на двухлетнюю вечернюю программу.

Дмитрий Антонов, руководитель отдела продаж компании "Парк.Ру", выпускник-2004 программы МВА Московской международной высшей школы бизнеса "МИРБИС" (Институт): Мне не пришлось самому искать бизнес-школу, поскольку выбор был сделан руководством компании, где я раньше работал. Это была корпоративная программа обучения "Стратегический менеджмент и предпринимательство". Я и мои бывшие коллеги посещали занятия 2-3 дня в неделю и по субботам. Когда инициатором обучения выступает работодатель, гораздо проще совмещать обучение со своей работой. Знания, полученные в бизнес-школе, пригодились не менее чем на 70% и до сих пор продолжают оставаться очень востребованными. Это говорит о том, что российские программы МВА дают действительно необходимый для топ-менеджеров объем практических знаний, без излишней теории и "воды".

Татьяна Григорчук, генеральный директор компании "Фармарус Дистрибьютерс", выпускница-2007 программы МВА Российско-немецкой высшей школы управления АНХ:  Вполне естественно делать выбор по принципу "цена - качество". Когда речь идет о бизнес-школе, то, на мой взгляд, этот принцип можно интерпретировать как "цена - имя". Свои первые предпочтения я строила на основании рейтинга московских школ бизнеса, опубликованного в одной из центральных газет. Однако в дальнейшем выяснилось, что ценовой разброс программ даже в школах первой десятки рейтинга оказался значительным.
Решающим моментом при выборе учебного заведения была возможность обучаться по модульной программе, то есть посещать занятия четыре раза в год по две недели с утра до вечера. Для руководителя топ-уровня удобнее выкроить восемь недель в году, чем совмещать работу и вечернее обучение. При таком учебном плане происходит полное "погружение" и не накапливается повседневная усталость.

Юлия Громыко, руководитель службы персонала московского представительства компании "Вашингтон Груп Интернэшнл", выпускница-2004 программы МВА Международного университета в Москве: Мне была нужна General Program, дающая хорошие базовые знания по экономике и общему менеджменту с учетом российской специфики. Чтобы отвечать требованиям, предъявляемым к моей нынешней работе, для меня было важным укомплектовать современными знаниями мое замечательное, но исключительно гуманитарное высшее образование. На протяжении четырех лет, прошедших с момента поступления на программу, непрерывно развивалась и моя карьера. Информация и опыт, полученные в ходе обучения, помогли мне освоиться в профессии специалиста по управлению персоналом. А программа МВА мне дала необходимую современную базу бизнес-образования, к которой теперь легко добавлять новые знания.



Обсудить на форуме (0)

Элитный персонал, 2007-03-07
 


 
     
© 2004-2018 mba today, связь с нами. Перейти в начало сайта.