Рынок российского бизнес-образования существует в том или ином виде уже почти 15 лет. Назвать его развитым пока трудно. Но, тем не менее, работодателям, менеджерам и бизнесменам надо как-то принимать решения. Ни у них, ни у нас нет возможности проучиться во всех школах и сделать самые объективные выводы. Тем не менее, мы взяли на себя смелость изучить московский рынок бизнес-школ, предлагающие выпускникам дипломы MBA (Master of Business Administration).
Мы умышленно не брали бизнес-школы в регионах, РосБизнесКонсалтинг провел предварительный опрос среди предприятий России, целью которого было определение потребности региональных компаний в обладателях дипломов MBA. Результаты оказались удручающими – в регионах практически никто не знает, что такое MBA и бизнес-образование там не пользует большим спросом. В Москве же ситуация совершенно иная. Здесь спрос не только существует, но еще и стали вырабатываться определенные предпочтения.
Мы надеемся, что результаты рейтинга MBA дадут не только пищу для размышлений компаниям и бизнес-школам, но и определенную базу для принятия решения о том, куда пойти учиться.
Мы направили 8 исследователей из РосБизнесКонсалтинга в московские бизнес-школы. Задача каждого была обойти все бизнес школы, чтобы собрать максимум информации, предоставляемой абитуриентам. Чтобы получить наиболее объективную картину исследователи представлялись по-разному. Одни приходили в школы сами под видом менеджеров среднего звена средних компаний. Других мы отправляли в школы под видом успешных бизнесменов на солидных черных автомобилях.
После того, как наши исследователи обошли все школы, собранную ими информацию мы классифицировали по ряду направлений, таких как: - возраст школы - количество выпускников - стоимость обучения - наличие дневной/вечерней и очно-заочной форм обучения - размер группы - вступительные экзамены - из каких ВУЗов преподаватели - есть ли у преподавателей опыт работы в бизнесе - стажировались ли преподаватели за границей в бизнес-школах - сколько часов преподается иностранный язык - с какими зарубежными бизнес-школами есть сотрудничество - выдает ли школа государственный диплом MBA - есть ли у студента возможность получить международный MBA - качества дипломных проектов по суммарной оценке исследователей
Все эти данные мы свели в одну таблицу и пронормировали таким образом, чтобы численные значения заменились на значения от 0 до 10, где 0 эквивалентно наихудшему значению по данному показателю, а 10 было эквивалентно наилучшему или максимальному значению. Для тех факторов, где чем выше значение, тем хуже (например цена) мы нормировали наоборот. Самая большая цена заменялась оценкой 0, а самая большая оценкой 10. Например, если минимальная стоимость вечернего обучения в выборке – 3650 у.е., а максимальная – 13200 у.е., то в нормированной таблице стоимость заменялась значениями 10 и 0 соответственно. Таким образом, школа, стоимость обучения в которой составляет 7900 у.е., получала по фактору стоимости оценку 5,497, а там где цена обучения 4000 у.е. - 9,544.
Кроме того при выборе факторов мы умышленно не учитывали динамику дохода абитуриентов и выпускников, так как школы такую статистику, как правило, не ведут, а имеют только отрывочные сведения. Мы также не принимали во внимание субъективные ощущения исследователей, полученные от общения с представителями школ. Одним словом мы старались оказать наименьшее влияние на результаты рейтинга MBA.
Затем мы попросили представителей экспертный совет, состоящий из представителей топ-менеджмента, сотрудников кадровых служб 50 российских и иностранных компаний работающих и выпускников бизнес-школ в России оценить степень важности тех или иных факторов и проставить им отметки по любой, удобной для них линейной шкале. Мы специально не вводили рамки для экспертов, чтобы они чувствовали себя свободно и находились в той системе координат, которая им наиболее привычна. А чтобы полученные оценки весов были равновесными, мы пронормировали полученные значения и вычислили средний вес для каждого из факторов. Перемножив и сложив нормированные значения факторов каждой из школ с весами мы получили промежуточный балл.
Затем, чтобы быть уверенными в том, что результаты нашего рейтинга отражают реальную картину, мы сравнили данный бал с количеством выпускников данных школ в рейтинге 1000 самых успешных менеджеров России и получили корреляцию в 72,4%, что дало нам полную уверенность в том, что мы все сделали правильно и выбрали оптимальные параметры. Конечно мы могли бы ввести этот фактор в расчет самого рейтинг, но тогда можно было бы поставить под сомнение чистоту эксперимента. Ведь нынешние менеджеры из рейтинга Top-1000 учились в этих бизнес-школах 1-7 лет назад, а мы исследует текущую ситуацию, с которой может столкнуться абитуриент.
MBAtoday сомневается в объективности данного рейтинга для принятия решения о выборе той или иной бизнес школы Москвы. Однако, учитывая авторитет RBC, мы все же размещаем этот рейтинг для вашего ознакомления. |