mba
mba
Узкие против широких
аналитика, статьи, бизнес образование, mba, Узкие против широких
     
 
Узкие против широких

 Другие статьи
 

Узкие против широких

Российский образовательный рынок насыщен самыми разными программами MBA: для строителей, нефтяников, врачей. Такое разнообразие может запутать потенциальных студентов. Как во всем этом разобраться?

О традициях и новациях
«MBA с уклоном в сельское хозяйство? Да это просто бред, такого быть не может!» – возмущался несколько лет назад директор одной московской бизнес-школы. Но, возможно, ему придется с этим фактом смириться. Во всяком случае, один из российских сельскохозяйственных вузов всерьез подумывает открыть программу MBA.

Изначально программы MBA, зародившиеся на Западе, были «дженералистскими», то есть нацеленными на изучение общего и стратегического менеджмента. И бизнес-школы первой сотни до сих пор ведут себя консервативно – у них нет экзотических программ вроде MBA в строительстве или гостиничном хозяйстве. Однако студенты могут углубиться в ту или иную управленческую область, прослушав определенный набор курсов по выбору. «MBA европейских бизнес-школ – это в основном general management, тогда как американцы допускают более узкие программы. Но обычно это все-таки функциональные специализации (маркетинг, финансы и т. п.), а не отраслевые»,– говорит декан Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ Сергей Филонович.

Как показывает практика, узкая специализация –- это скорее нишевая стратегия для средних игроков, которые не могут конкурировать с лучшими школами и вынуждены прибегать к таким маркетинговым ходам. Например, директор аэрокосмической MBA-программы в University of Tennessee–Knoxville’s College of Business Administration Элайна Сит говорит так: «Мы привлекаем людей, которые, вероятно, не пошли бы ни на какую другую программу MBA. 20% нашего курса – это уникальные для аэрокосмической сферы предметы».

Между тем многие российские школы, похоже, соревнуются друг с другом по количеству специализаций. Например, ГУУ им. Орджоникидзе предлагает сегодня около 10 видов программ MBA, МИРБИС – 12, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) – шесть. Компания Begin Group недавно исследовала 42 бизнес-школы Москвы и Санкт-Петербурга и сделала однозначный вывод: практически в каждой из них помимо general management присутствует одна или несколько специализированных программ. Чаще всего наблюдается уклон в финансовую или банковскую сферу – углубленное изучение этих областей предлагают 17 школ из 42. Затем идут маркетинг, глобальный менеджмент и менеджмент в производстве (девять, восемь и семь программ соответственно). Помимо функциональных специализаций есть и отраслевые. Так, две школы предлагают слушателям «Гостиничный менеджмент» и «Менеджмент в недвижимости», а одна – «Менеджмент в медицине». И этими отраслями спектр программ MBA далеко не исчерпывается.

Закон и порядок
«Узкоспециализированные программы – это, на мой взгляд, вырождение понятия MBA»,– считает Сергей Филонович. Наверное, под этими словами подписались бы и многие его коллеги. На самом деле ректоры выступают не против специализированных знаний, а скорее против подмены понятий.

Российский стандарт MBA определен четко – не менее 1000 часов, причем не менее 750 часов – аудиторные занятия. При этом, как написано в государственных требованиях, «допускается функциональная и иная специализация в рамках программы МВА („МВА – маркетинг”, „МВА – финансы”, „МВА – международный бизнес” и т. п.) при условии выполнения требований по подготовке руководителей общего профиля». Иначе говоря, на изучение специальных дисциплин школа может отвести не более 250 часов (или 30% учебного времени), причем это должны быть именно управленческие дисциплины. Скажем, «Менеджмент в строительной отрасли» преподавать можно, а вот «Технология производства строительных материалов» уже несовместима с форматом MBA.

Но, как говорит ректор Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) АНХ Сергей Мясоедов, в действительности под видом специализированных программ MBA на рынке часто предлагают нечто другое – например, второе высшее или дополнительное образование (скажем, программу переподготовки). Эти программы тоже могут длиться 1000 часов и более, только к MBA они не имеют отношения. Главное отличие MBA от всех прочих программ – это подготовка управленцев и максимальная нацеленность на практику, использование особых методов (разбор кейсов, самостоятельные проекты, бизнес-симуляции и т. п.). Обычно без опыта работы на MBA не принимают, чего не скажешь о «втором высшем» и других академических программах.

Специализированные MBA (отраслевые или функциональные) по сути должны на две трети совпадать с обычными. Базовые курсы везде одинаковы: организационное поведение, управление человеческими ресурсами, управление изменениями и т. д. Основное отличие заключается в том, что на программах general МВА в качестве дисциплин специализации слушателям обычно предлагают всего понемногу – и менеджмент, и маркетинг, и финансы. На специализированных же MBA практически все спецкурсы посвящены одной профильной теме или управленческим проблемам в одной отрасли.

Рынок ждет
Специализированные МВА, несмотря на свой необычный формат, пользуются в России спросом. Так, в МЭСИ general MBA выбирают 42% слушателей, а пять специализированных – 58%, причем больше всего – желающих учиться по программе «MBA-маркетинг». «Школы увлекаются специализированными программами, потому что их проще продавать. У потребителей еще сохранился советский стереотип, будто образование должно быть узконаправленным» – говорит президент Лиги выпускников MBA Юрий Тазов.

Новые программы нередко появляются после конкретных заявок от слушателей. Например, как рассказывает проректор по маркетингу бизнес-школы МИРБИС Татьяна Иванищева, некоторые выпускники школы, получившие первое высшее образование, пошли работать в гостиничный бизнес. А потом начали обращаться в МИРБИС с просьбой организовать обучение по новым программам, уже для специалистов с опытом работы. И тогда бизнес-школа открыла соответствующую специализацию.

Выбор между общей или специализированной программой MBA во многом зависит от того, какие карьерные цели ставят перед собой абитуриенты. Тем, кто планирует сменить профиль деятельности или в обозримом будущем собирается управлять всей компанией, а не только функциональным подразделением, прямая дорога на general MBA. Именно такая подготовка больше подходит универсальному руководителю.

На специализированные программы, по словам заместителя директора по маркетингу института магистерской подготовки МЭСИ Анны Мустафиной, идут люди из отделов маркетинга, бухгалтерии, финансов… Их цель – получить конкретные знания и развиваться в рамках своей специализации. Например, партнер компании «Амплуа-брокер» Наталья Гришакова выбрала программу «MBA – маркетинг» ГУУ им. Орджоникидзе. «General МВА не отвечал моим потребностям. Я тогда работала директором по развитию, и мне были нужны конкретные знания в области маркетинга»,– сказала Гришакова.

Студенты профильных MBA имеют, пожалуй, одно важное преимущество – учебные группы получаются более однородными. И это дает школам возможность не задерживаться на обучении азам, которые знают все, а уделять больше внимания более содержательным темам. Например, даже в западных бизнес-школах иногда начинают с основ маркетинга, объясняя это тем, что далеко не все студенты – профессиональные маркетологи, ведь некоторые пришли из финансовой сферы или производства.

Если же в аудитории сидят исключительно специалисты, то зачастую именно на них обкатывают новые спецкурсы. Например, студентам программы МВА-Telecom первыми в МИРБИСе начали читать курс «Маркетинг услуг», поскольку это направление является очень важным для их работы. Позже «Маркетинг услуг» стали преподавать и на других программах MBA этой бизнес-школы, но только как курс по выбору. «Возможно,– говорит Татьяна Иванищева,– через какое-то время он станет обязательным для всех».

У специализированных программ есть и свои минусы. Так, бизнес-школы и без того давно жалуются на нехватку преподавателей, а профильных специалистов, которые не только были бы профессионалами в своей области, но и умели бы преподавать, найти гораздо сложнее. Решать эту проблему обычно помогает попечительский совет, в который входят специалисты и представители крупных компаний из соответствующей отрасли. Например, профессор Ринат Акчурин согласился стать научным куратором программы «MBA – управление медицинским бизнесом» того же МИРБИСа.

Кроме того, есть еще один нюанс. Если general MBA обычно «прописывается» в бизнес-школе практически навсегда, то судьба профильных программ во многом зависит от ситуации на рынке. Иногда у школ не получается набирать нужное количество слушателей на специализированные MBA, и программу могут закрыть. Тогда те, кто по какой-то причине откладывал обучение, рискуют лишиться возможности поучиться на такой программе. Например, в 2002 году в Институте экономики и финансов «Синергия» была запущена программа MBA со специализацией «Менеджмент в футбольной индустрии». Сейчас ее больше не предлагают – видимо, желающих оказалось недостаточно.

И все-таки – стоит ли идти на «узкие» программы? Недвусмысленный ответ на этот вопрос дает нынешняя ситуация на рынке труда. Тысячи компаний испытывают сейчас острый дефицит квалифицированных кадров. На международной бизнес-конференции РБК «G8: лидерство России» в Стокгольме глава группы экспертов стран G8 по вопросам образования Андрей Волков привел такие цифры: в российских бизнес-школах учится 5 тыс. студентов, а рынку ежегодно требуется как минимум вдвое больше управленцев. Так что по большому счету сейчас не так уж и важно, где именно получать бизнес-образование – на общих программах или специализированных. Рынок проглотит и «переварит» всех дипломированных менеджеров.



Обсудить на форуме (2)

Секрет Фирмы, 2006-12-08
 


 
     
© 2004-2019 mba today, связь с нами. Перейти в начало сайта.