Уровень бизнес-школы и качество знаний, получаемых студентом, в первую очередь зависят от мастерства профессуры. «Секрет фирмы» изучил российский рынок бизнес-образования и впервые представляет результаты своего исследования – 12 преподавателей-звезд.
Еще несколько лет назад подобное исследование выглядело бы преждевременным. Хотя бы потому, что исследовать нечего было: звездных преподавателей можно было пересчитать по пальцам одной руки. Но сейчас студенты бизнес-школ стали более грамотными и искушенными и требуют принципиально иного уровня.
Сейчас представление о хорошем преподавателе, или «золотом стандарте», основано на трех китах. Во-первых, у этого человека должны быть глубокие фундаментальные знания. Во-вторых, хороший профессор не может быть оторван от практики, он обязан заниматься бизнесом или консалтингом в своей предметной области. Наконец, он должен уметь передать свой интеллектуальный багаж аудитории так, чтобы она его услышала, поняла и поверила. «Слушатели приходят на занятия усталые, с работы, и чтобы их глаза заблестели, надо как следует постараться. Аудитория требует, чтобы ты обладал сильной энергетикой, был увлекателен, очарователен»,– сказал один из преподавателей. Не имея хотя бы одной из этих составляющих, невозможно стать звездой. И только лучшим преподавателям российские бизнес-школы платят сегодня $100 за час и больше.
Кто они, эти звезды?
«Секрет фирмы» решил провести исследование, чтобы определить тех, кто лучше всего преподает в четырех основных предметных областях: менеджмент, организационное поведение, маркетинг и финансы. Для этого мы организовали три опроса. Во-первых, попросили руководителей бизнес-школ назвать лучших преподавателей (не своих) в каждой области. В опросе участвовали 14 руководителей крупнейших российских школ бизнеса – два из них, впрочем, дали категоричный ответ «звезд в России нет». Эта процедура помогла нам понять, кого считают лучшими в академической среде, которая очень хорошо осведомлена о самых достойных на рынке преподавателях.
Во-вторых, мы обратились к администрациям бизнес-школ, преподаватели которых попали в этот список, с просьбой ответить, кого из своих собственных профессоров они считают лучшими. И, в-третьих, попросили ответить на тот же самый вопрос студентов программ MBA (примерно по 20 человек из каждой бизнес-школы). В итоге получился список людей, чьи имена были названы всеми тремя категориями опрошенных. В тройку лучших по каждой области попали преподаватели, набравшие наибольшее число голосов.
Анализируя полученные данные, мы обнаружили, что сегодня больше всего звездных преподавателей в России занимаются менеджментом. Чуть меньше лидеров среди специалистов по управлению персоналом и организационному поведению. Хуже всего в России обстоят дела с преподавателями маркетинга – их список оказался самым коротким. «Маркетинг – слишком массовая дисциплина, и многие преподаватели просто застыли на одном уровне, поскольку расти выше и погружаться в практику от них никто не требует. Да и предмет достаточно живой, всегда можно на чем-то „выехать”»,– поделился наболевшим руководитель одной из бизнес-школ. Наверное, ситуацию могли бы спасти маркетологи-практики, однако далеко не все они обладают педагогическим талантом. Кроме того, некоторым специалистам работодатели просто запрещают преподавать, опасаясь утечки коммерческой информации. Примерно такая же ситуация и с финансовой сферой.
Сегодня «Секрет фирмы» представляет топ-12 звезд российского бизнес-образования. Эти люди (а многие из них занимаются еще и административной работой) пользуются огромным авторитетом среди своих студентов, коллег, их хорошо знают не только в академических кругах, но и на всем рынке. Именно они – лицо своих бизнес-школ и всего российского делового образования.
МЕНЕДЖМЕНТ
Его книга «Стратегический менеджмент», изданная в начале 1990-х годов, стала первым российским учебником по управлению. Кстати, она до сих пор переиздается и входит в список обязательной литературы многих российских бизнес-школ.
В 1969 году, когда будущий декан ВШБ МГУ только поступил в аспирантуру, он пришел в лабораторию проблем управления к малоизвестному тогда Гавриилу Попову. «Попов предполагал, что я займусь математическими моделями в управлении, используя американские разработки. Но, съездив на конгресс в Японию, он сказал: забудь про Америку, надо изучать японский опыт»,– рассказывает Олег Виханский. В итоге Виханский стал первым в России специалистом, защитившим диссертацию по японскому менеджменту.
Сейчас Олег Виханский руководит бизнес-школой, исследовательским центром, занимается консалтингом, входит в советы директоров нескольких крупных компаний. В ВШБ МГУ он преподает основы менеджмента. «Я должен убедить студентов, а не заставить их выучить что-то»,– говорит декан. При этом его считают довольно жестким преподавателем. Он ни разу не отменял лекции, не позволяет разговаривать по телефону во время занятий и опаздывать, и сам очень пунктуален. «Я – человек обязательств, и это сделало меня успешным менеджером и преподавателем»,– резюмирует Олег Виханский.
Так что когда Евенко в 1990 году создал и возглавил ВШМБ, он был уже не только эрудированным преподавателем, но и опытным управленцем. Сейчас он без ложной скромности признает: «Я матерый волк преподавания, меня приглашали читать в Англию, Австрию, Японию и другие страны». Евенко написал много книг, и одна из ранних его работ – «В поисках эффективного управления» – перевернула карьеру многих людей. Спустя много лет к нему подходили известные сегодня менеджеры и говорили, что благодаря этой работе резко поменяли профессию. Заслуги Евенко по достоинству оценили и в академической среде. «Вне всякого сомнения, он много сделал для развития российского бизнес-образования»,– говорят коллеги.
На занятиях у Евенко не бывает скучно, потому что свои лекции он не читает, а разыгрывает. Его недюжинные ораторские способности и актерский талант ни у кого не вызывают сомнений. «Мое занятие – это действо. Вести курс занудно и монотонно невозможно, иначе люди, которые пришли в аудиторию усталые после работы, просто заснут,– считает преподаватель.– Надо задеть человека за живое».
Самая яркая его черта – интеллектуальная агрессивность в хорошем смысле слова. Например, излюбленный прием Константинова – поставить задачу «перпендикулярно», то есть так развернуть вопрос, что даже гендиректоры, сидящие в аудитории, надолго замолкают и не знают, что ответить. Так же нетривиально Константинов читает лекции – как будто доказывает теорему. По словам студентов, он предлагает утверждение, а потом блестяще выстраивает систему доказательств. «Математика прекрасно оттачивает мозг»,– говорит сам преподаватель.
Математика была профессией Геннадия Константинова до 1989 года, он защитил докторскую диссертацию по системному анализу. Затем в 1991 году вместе с коллегами открыл в родном Иркутске Сибирско-Американский факультет менеджмента, параллельно реализуя несколько образовательных проектов с Институтом Всемирного банка. А в 2000 году он перешел в ГУ-ВШЭ и очень быстро стал одной из самых заметных фигур в области стратегического менеджмента.
«Что такое стратегия компании? – задает вопрос Константинов.– План увеличения продаж на 10%? Нет. Это прежде всего процесс коллективного мышления, причем не только руководителя, но и всей верхушки компании. Этим процессом нужно заниматься, чтобы правильно его „поставить”. Почти так же, как ставят пальцы музыканту».
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Кочеткова окончила Финансовую академию и какое-то время преподавала финансы, управление персоналом и антикризисный менеджмент. Сегодня ее сфера гораздо шире – организационное поведение. Она активно интересуется системным моделированием, то есть созданием в компании управляемой внутренней среды. «Мы собираем знания из разных культур и из разных областей, начиная с теоретической физики и заканчивая медициной, то есть каждый раз создаем науку заново»,– говорит Кочеткова.
Автор нескольких монографий и одного из первых российских учебников по оргповедению, Кочеткова говорит, что не стоит удивляться, почему в этой сфере у нас пока мало новых концепций. «Концепция требует научного подхода. А в России пока не стоит говорить о научном подходе к действительности, у нас еще мало опыта, да и возможностей тоже. Тем, кто реально работает, писать некогда, а те, кто много пишут, обычно слабо связаны с практикой».
Сама Александра Кочеткова много внимания уделяет практике, но отказывается от почетного звания консультанта: «Я не консультант и деньги получаю не за советы. В компаниях я занимаюсь организационным развитием и, что называется, „работаю с потом и кровью” вместе с сотрудниками. Периодически я выступаю в роли гендиректора или вице-президента и люблю нести ответственность за свои слова».
Сам Сергей Мордовин уже 30 лет только и занимается, что управленческой работой. Начинал он с роты в стройбате и с цеха на оборонном предприятии, а последние 15 лет управляет своей бизнес-школой. И хотя административная работа отнимает 70% времени, такая нагрузка его вполне устраивает. Кстати, недавно Мордовин вышел в финалисты конкурса «Предприниматель года».
«Мне приходится на практике использовать все те знания, которые я даю своим слушателям: подбор персонала и его мотивация, вопросы оплаты труда, разрешение конфликтных ситуаций и т. п. Вот курс и получается интересным»,– говорит ректор. Мордовин – прекрасный преподаватель и, что очень ценно, умеет донести знания до менеджеров и генеральных директоров, которые не являются узкими HR-специалистами.
Ректор постоянно общается с коллегами, в том числе зарубежными, а также со слушателями. «Студенты описывают проблемы, которые приходится решать, а преподаватели им помогают. Так что мы всегда в курсе того, что происходит на предприятиях,– рассказывает Мордовин.– Знаете, есть такое мнение, что менеджмент – это не наука, а обобщение наилучшей практики. Я с ним согласен. И надо эту практику выискивать и передавать другим».
Но совсем непростая задача – вообразить Филоновича-администратора. Он не любит бумажную работу и, самое главное, может позволить себе не заниматься ею, хотя руководит бизнес-школой с оборотом $3 млн. Все силы декан отдает главной страсти – преподаванию. Его часто приглашают вести занятия в других бизнес-школах, в том числе и в западных.
«Мне всегда был интересен человек»,– подчеркивает Филонович. Наверное, именно поэтому сфера его интересов лежит в области организационного поведения, он много занимается проблемой формирования практических навыков менеджера. Техническая подготовка дает еще одно преимущество – логическую структуру мышления и умение быстро ориентироваться в новых областях. Филонович, по его словам, не умеет рассказывать «ни о чем» и делится только теми знаниями, которые сам «переварил».
Эрудиция и интеллигентная манера этого преподавателя подкупают многих. И на него действительно «ходят», как на ведущих актеров в театре. «Некоторые преподаватели „забивают гвозди” в голову студента, другие – разговаривают с ним,– говорит Сергей Филонович.– Я выбираю второе и отношусь к своим слушателям как к партнерам. И мне кажется, они это ценят».
МАРКЕТИНГ
Как раз после возвращения молодого исследователя в 1995 году в ГУУ была создана кафедра маркетинга, а спустя какое-то время и целый институт. Правда, Азоев стремился не только к преподавательской и научной работе, он в первую очередь хотел заниматься практикой. И совместно с коллегами создал маркетинговое агентство «Скан маркет», где уже почти десять лет является научным руководителем.
«Вот вам и главный рецепт успеха: маркетингом невозможно заниматься в теории, не зная и не чувствуя практику,– объясняет Геннадий Азоев.– Мы учим, как реально работают маркетинговые методики, предлагаем большое количество примеров, и это привлекает студентов. Они потом сами на этой базе могут формулировать для себя теории».
Но свою главную задачу Азоев видит в том, чтобы не только излагать и систематизировать знания, но и убедить слушателей: при относительно небольших вложениях в маркетинг можно получать хорошие результаты. Или, если выразиться более образно, «зарядить» слушателей маркетинговым мышлением.
Один из его курсов называется «Маркетинг-менеджмент» (термин, придуманный Филипом Котлером). «Это курс для топ-менеджера, который с помощью маркетинга будет развивать свою компанию,– объясняет преподаватель.– Ведь маркетинг – это не функция, он срастается с менеджментом и становится его содержательным наполнением». Кроме того, он любит заниматься нестандартными направлениями и сейчас помогает компаниям разрабатывать внеконкурентные маркетинговые стратегии.
«Липсиц – настоящий импровизатор, он никогда не повторяется»,– говорят о нем на рынке. Он умеет развлечь слушателей, привести парадоксальные факты и при этом, что особенно важно для маркетолога, для иллюстрации каждой проблемы находит и западные, и российские примеры. А помимо преподавания у Игоря Липсица еще одно серьезное увлечение: вот уже 15 лет он пишет книги для детей, и его фамилия стоит не только на серьезных научных трудах, но и на учебниках экономики для школьников. «Когда-то я написал для своей дочки книгу „Удивительные приключения в стране Экономика”,– говорит Липсиц.– А потом втянулся. И сейчас огромное количество школьников учится по моим учебникам».
Этот бизнес – основная работа Владимира Шкардуна. Он не является штатным преподавателем ни одной из бизнес-школ, но активно сотрудничает с ВШМБ и МИРБИСом и регулярно читает курсы «стратегический маркетинг» и «маркетинговая политика». «Чтобы не терять квалификацию,– говорит Шкардун.– Объясняя другим, сам начинаешь лучше понимать. Сто часов в месяц – большая нагрузка, время расписано на год вперед. Но сил пока хватает».
«Я придерживаюсь спокойного интеллигентного стиля, слегка ироничного,– продолжает Владимир Шкардун.– Кстати, преподавание и консалтинговая практика – взаимодополняющие виды деятельности. Консалтинг – хороший источник для получения свежих примеров из практики, а преподавание – прекрасный полигон для обкатки новых технологий и методик. К тому же программа MBA является отличным полем для прямого маркетинга, поскольку из числа слушателей появляются новые клиенты».
ФИНАНСЫ
По книгам зарубежных специалистов Берзон изучил теорию фондового рынка, познакомился с западным опытом во время стажировок и, наверное, так бы и остался теоретиком, если бы не случай. Студенты предложили создать инвестиционную компанию. «Мы неплохо играли, иногда проигрывали – от этого не застрахован ни один брокер,– вспоминает Берзон.– Но опыт оказался бесценным». Например, он понял, что теория в чистом виде мало пригодна для работы. И если раньше преподаватель рассказывал студентам, что есть замечательная теория управления портфелем Уильяма Шарпа, то потом со знанием дела добавлял, что ее нужно адаптировать к российским реалиям.
Сейчас Берзон отошел от работы в компании, хотя и ведет обширную консалтинговую практику. Но как частный инвестор он вполне удачлив: за пять лет приумножил свой личный капитал в восемь раз. «У Берзона стоит поучиться умению систематизировать информацию и копаться в деталях»,– говорят о нем коллеги. «Я пытаюсь воздействовать на студентов логикой. Рассказываю о моделях, пишу формулы. И потом спрашиваю: „Какой подвох вы тут видите?” Процесс нельзя описать формулой, она дает лишь общее представление. А дьявол скрывается в нюансах»,– считает Берзон.
Будущая заведующая кафедрой экономики и финансов фирмы ГУ-ВШЭ окончила экономический факультет МГУ и именно там начала свою преподавательскую карьеру. В 1990-е годы она вошла в состав первой в России команды, которую с помощью Всемирного банка направили изучать западные стандарты финансовой отчетности и финансового анализа. На Западе Ивашковская познакомилась с корпоративными финансами и с тех пор навсегда «заболела» ими. «Это заставило меня полностью сменить профессию,– вспоминает Ивашковская.– Я потом уже сама доучивалась, много читала». С 1991 года она сотрудничает с Институтом Всемирного банка в качестве преподавателя и содиректора многих тренинговых программ.
«Корпоративные финансы – это концепция построения стратегического подхода к финансовым решениям фирмы,– уверена Ирина Ивашковская.– В российской среде эту дисциплину долгое время не воспринимали или относились к ней как к чужеродной, очень сложной, пригодной лишь для таких гигантов, как „Газпром”. Но я уверена, что такие знания могут быть полезны для любой компании, которая не собирается ограничиваться традиционными отсталыми представлениями о финансовом анализе и управлении».
Финансы в России замешаны на бухгалтерском учете, но руководителю практически ничего из этого не нужно – современные концепции строятся на управлении денежными потоками. «Многие люди не понимают, как сильно изменилась за последние десять лет основная функция финансов в компании. Это общемировой процесс,– говорит Елена Лобанова.– Но у нас, похоже, до сих пор мало что поменялось». Недавно, например, декан вела семинар в Нижнем Новгороде. Пришли солидные слушатели, банкиры. Тем не менее складывалось ощущение, что для них открывали новый мир. «Сначала люди восхищаются, потом их охватывает оторопь, они шокированы, затем раздражены,– передает Лобанова всю гамму чувств участников.– И, в конце концов, им хочется пойти учиться».
Несмотря на административную нагрузку, Елена Лобанова всегда оставляет время для преподавательской работы. Правда, в прошлом году у нее случился некоторый перерыв, но она собирается наверстать упущенное: «Я без преподавания жить не могу».