mba

Спрос на бизнес-образование растет.

В последнее время звучит все больше нареканий в адрес российской системы образования: вузы не занимаются исследовательской работой, дают студентам либо самые общие фундаментальные, либо узкоспециализированные, но часто устаревшие знания, не учат учиться. Появились ли за последние 10-15 лет новые образовательные программы и формы обучения, отвечающие требованиям новой экономической ситуации?

Вы правы. Ситуация сложилась удручающая, ведь даже министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко на деловом завтраке Ассоциации менеджеров говорил о том, что научить учиться - самая главная проблема нашей системы образования. Одним из способов решения данной проблемы министр назвал ситуацию, когда задачи для образования формулируются не только и не столько государственным образовательным органом, но и гражданскими институтами, научным сообществом и, обязательно, бизнесом.

Насколько мне известно, призыв министра бизнес услышал. В последнее время наблюдается достаточно активное сотрудничество компаний-работодателей с различными кафедрами российских вузов. Например, компания IBS недавно "похвасталась" на заседании комитета Ассоциации менеджеров по человеческим ресурсам своим совместным проектом с факультетом бизнеса и информатики Высшей школы экономики. Сотрудники IBS ведут на этом факультете свою кафедру, где готовят студентов старших курсов к работе в крупных компаниях IT-рынка. И это не единичный случай развертывания совместных с вузами программ.

Что касается дополнительного бизнес-образования, то стоит сказать о том, что последние исследования Ассоциации менеджеров и, в частности, рейтинг публичной репутации бизнес-школ, говорят о том, что бизнес-образование в России наконец-то сформировалось в отдельную отрасль, в которой действуют все бизнес-законы и регуляторы, в том числе и конкуренция. И это очень хорошо, потому что только конкуренция может стимулировать наши бизнес-школы, создавать более динамичный рынок и автоматически улучшать качество. Другим способом улучшить качество, по моему мнению, невозможно.

Почему, на Ваш взгляд, растет спрос на зарубежное бизнес-образование?

Спрос растет на бизнес-образование вообще и на зарубежное - в частности. У каждого должен быть выбор: получать бизнес-образование в российском или зарубежном учебном заведении. Одна из причин заинтересованности россиян в получении западного образования, на мой взгляд, заключается в следующем - развивающийся российский бизнес, сталкиваясь с проблемами глобализации и глобальной конкуренции, остро нуждается в постижении международного опыта, западной корпоративной культуры.

Насколько эффективно менеджеры, получившие диплом престижной зарубежной бизнес-школы, адаптируют свои знания к российской действительности? Что приносит большую отдачу: обучать "своих" за рубежом или приглашать для работы в российских компаниях иностранных управленцев?

В российской бизнес-среде существует несколько мифов относительно российских выпускников западных бизнес-школ. Первый миф: выпускник западной бизнес-школы, приходя в компанию, мгновенно решает все проблемы. Второй миф: выпускник западной бизнес-школы обладает завышенной самооценкой и требует от работодателя слишком высокую цену за свои услуги. И, наконец, третий миф по существу вашего вопроса: выпускник западной бизнес-школы неадаптирован в российской реальности и не может работать в наших условиях. Не берусь отстаивать или опровергать данные утверждения. Однако замечу, что управленец, тем более управленец высшего звена - "товар" штучный, а потому применять ко всем выпускникам бизнес-школ единую кальку нецелесообразно. Что касается вопроса о большей отдаче: опять же, все зависит от конкретной компании, конкретной задачи, которую компания ставит перед собой, и от конкретных функций, которые требуются для ее решения. Для какой-то цели лучше обучить "своих" за рубежом (к тому же это, так скажем, долгосрочное вложение в персонал), а для другой - не обойтись без услуг иностранного управленца. Всегда должен быть выбор.

Способны ли российские бизнесшколы в будущем конкурировать с зарубежными?

Безусловно. Ведь наша образовательная система по праву считается одной из сильнейших в мире. Осталось лишь привнести в нее долю прагматизма и ориентированности на практику. Я думаю, мы уже на верном пути. Кроме того, именно на российской почве российским компаниям легче всего кастомизировать, а то и совместно довести "до ума" учебную программу бизнес-школы.

Продолжается и весьма полезная тенденция диверсификации российских бизнес-школ. Одни будут готовить менеджеров среднего, другие - менеджеров высшего звена. Разные программы и разные цены за обучение создадут гомогенную аудиторию, что во много раз повысит эффективность занятий.

Повышению конкурентоспособности бизнес-школ, надеюсь, будут способствовать и такие начинания бизнес-сообщества, как, например, рейтинг публичной репутации бизнес-школ, представленный Ассоциацией менеджеров. Ведь и критерии оценки, и сама оценка репутации российской школы бизнеса поможет лауреатам рейтинга учесть свои недостатки и довести до совершенства свои достоинства.

Расскажите о работе Ассоциации менеджеров по формированию запроса от делового сообщества относительно качества, методики и содержания программ бизнес-образования.

Профессиональное развитие менеджеров - одно из приоритетных направлений, которые разрабатывает Ассоциация менеджеров. Актуальные вопросы подготовки и развития персонала, корпоративные университеты, электронное обучение, бизнес-образование - это темы, которые обсуждаются представителями делового сообщества на различных дискуссионных площадках, организуемых Ассоциацией менеджеров. Площадках самого разного характера - это и Комитет по человеческим ресурсам, и ежемесячные деловые завтраки, и конференции, и круглые столы. Одним из недавних мероприятий, на которых горячо обсуждались проблемы образования в России, была двухдневная конференция "Поиск и подбор персонала - инструмент эффективной интеграции России в мировую экономическую систему", организованная Ассоциацией менеджеров совместно с Ассоциацией консультантов по подбору персонала.

Еще одним направлением деятельности Ассоциации по этой тематике являются исследовательские проекты и рейтинги, позволяющие глубоко исследовать процессы, происходящие в этой сфере, и выработать конкретные предложения и рекомендации.

Мария Шарапова

Журнал «Экономика России: ХХI век» № 17



Обсудить на форуме (0) ruseconomy.ru, 2005-03-03

mba
mba