Кого оценивали
Методика оценки бизнес-школ разработана Ассоциацией менеджеров специально для российских образовательных учреждений. Западные бизнес-школы в рамках проекта не рассматривались. В первоначальный список вошли более 80 московских и региональных образовательных учреждений, позиционирующих себя как бизнес-школы, которые реализуют программы «Мастер делового администрирования (МВА)». Окончательный алфавитный список бизнес-школ (всего 41) был составлен на основе анализа российского рынка бизнес-образования, обработки результатов исследовательских проектов Ассоциации менеджеров в этой области («Социальный профиль российских менеджеров» и «Профиль выпускника международной бизнес-школы»), а также консультаций с представителями ведущих российских компаний, кадровых агентств, бизнес-школ и профильных некоммерческих организаций.
Главными факторами отбора бизнес-школ стали:
• относительная независимость (бизнес-школа действует
как самостоятельное юридическое лицо или как структурное подразделение, формально выделенное в университете);
• финансовая самостоятельность;
• наличие собственного органа управления;
• самостоятельные учебные планы, программы курсов;
• наличие регулярных долгосрочных программ;
• наличие собственного состава преподавателей;
• наличие отдела маркетинга и сбыта, обеспечивающего первичное исследование рынка, набор на программы и обратную связь.
Учитывая специфику проекта, во внимание принимался также восьмой фактор — частое упоминание бизнес-школы представителями российского делового сообщества в рамках проведенных ранее исследований.
Кто оценивал
В экспертную группу вошли директора по персоналу и обучению ведущих российских компаний, руководители бизнес-школ, кадровых агентств, а также международных организаций и фондов.
Как оценивали
Эксперты оценивали бизнес-школы по пятибалльной шкале на основании приведенных ниже критериев.
1. Известность:
• название и деятельность бизнес-школы хорошо известны потенциальным потребителям;
• бизнес-школа часто упоминается в СМИ; ее представители принимают активное участие в деловой жизни страны;
• информация о бизнес-школе представлена в базах данных профильных ассоциаций и электронных ресурсов.
2. Доступность информации:
• потенциальные клиенты бизнес-школы могут легко получить ключевую информацию о ее работе (дата основания, наличие аккредитации, выдаваемые дипломы, условия и стоимость обучения, финансовые показатели деятельности и т.д.) через справочники, ее собственный сайт, другие открытые источники информации, а также по личному запросу.
3. Престижность диплома:
• бизнес-школа имеет национальную или международную аккредитацию;
• диплом бизнес-школы является необходимым условием приема на работу в той или иной организации;
• наличие диплома этой бизнес-школы является поводом для повышения в должности или же конкурентным преимуществом при приеме на работу.
4. Стоимость обучения:
• стоимость обучения приемлема для потребителей;
• бизнес-школа предлагает возможность рассрочки, гарантии возврата платежей, скидки на обучение.
5. Профессионализм преподавательского состава:
• преподавание ведут известные специалисты, как теоретики, так и практики с опытом работы в крупных компаниях на управленческих должностях;
• информация о преподавательском составе является открытой.
6. Возможность выбора нужной формы обучения:
• бизнес-школа предлагает обучение различной продолжительности, а также разные формы обучения (дневную, вечернюю и др.). Это обеспечивает возможность выбора удобного
времени занятий, а также совмещения учебы с работой;
• методы обучения включают в себя как традиционные лекции и семинары, так и case-studies и деловые игры;
• бизнес-школа может моделировать обучение с учетом запросов компании.
7. Контакты с компаниями:
• по заказу компаний бизнес-школа работает над научно-исследовательскими проектами;
• у бизнес-школы существуют договоренности с компаниями о трудоустройстве выпускников.
8. Международные связи:
• бизнес-школа сотрудничает с международными корпорациями и бизнес-школами, которые предоставляют возможность стажировок и будущего трудоустройства в зарубежных компаниях;
• бизнес-школа дает студентам возможность получить двойной диплом (российский и международного образца).
9. Профессионализм выпускников:
• бизнес-школа осуществляет отбор слушателей;
• существуют сведения о количестве ежегодно поступающих и оканчивающих бизнес-школу специалистов;
• профессиональные качества выпускников соответствуют требованиям компаний;
• уровень заработных плат после окончания бизнес-школы является конкурентным по сравнению с уровнем зарплат выпускников других бизнес-школ.
10. Положительные отзывы о работе:
• среди представителей делового сообщества распространено мнение о бизнес-школе как о высокопрофессиональном
институте бизнес-образования;
• выпускники положительно оценивают свой опыт обучения в бизнес-школе.