Целевая аудитория:
Семинар предназначен для специалистов занимающихся вопросами экологии, внедрения, сертификации и поддержания СЭМ на предприятии в рабочем состоянии.
Цель семинара:
Предоставление слушателям знаний и умений в отношении:
· Понимания преимуществ внедрения систем экологического менеджмента (СЭМ), включая:
§ Улучшение внутренних коммуникаций;
§ Повышение роли и лидерства руководства при функционировании СЭМ;
§ Улучшение определения, управления и оптимизации процессов СЭМ организации;
§ Систематичность выявления и оценки экологических аспектов;
§ Повышение результативности управления экологическими аспектами с целью снижения воздействия на окружающую среду.
· Пользы от интеграции СЭМ с другими частями системы менеджмента организации;
· Ознакомления с основными изменениями в новой версии стандарта ISO 14001:2015 и особенностями переходного периода;
· Обзора требований нового стандарта ISO 14001:2015
Структура семинара:
· Лекторная часть семинара
· Практическая часть семинара
· Обсуждения, изучение на примерах
· Ответы на вопросы
ПРОГРАММА
День 1
1. Предисловие. Цели и задачи семинара. Знакомство со слушателями. Выявление актуальных вопросов, связанных с тематикой обучения
2. Новая версия стандарта ISO 14001:2015
· Краткий обзор изменений и отличия от предыдущей версии ISO 14001:2004.
· Сроки и порядок переходного периода для сертифицированных организаций.
· Область применения ISO 14001, исключения.
· Основные термины и определения.
3. Введение в экологический менеджмент, принципы и подходы системы экологического менеджмента (СЭМ)
· Модель СЭМ.
· Цикл PDCA.
4. Требования ISO 14001:2015
· Раздел 4. Окружение (контекст) организации.
· Понимание организации и ее организационной среды.
· Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон.
· Область действия и структура СЭМ.
Упражнение №1. Определение организационной среды и потребностей заинтересованных сторон (работа в группах, обсуждение)
5. Требования ISO 14001:2015
· Раздел 5: «Лидерство и приверженность»: Лидерство и обязательства высшего руководства.
· Экологическая политика.
· Организационные роли, ответственность и полномочия.
6. Раздел 6: «Планирование»
· Действия в отношении рисков (угроз) и возможностей.
· Экологические аспекты.
· Обязательные требования в СЭМ.
· Экологические цели и планирование действий по их достижению.
Упражнение №2
Определение и оценка экологических аспектов (фото-задание). Анализ рисков и возможностей (обсуждение)
Подведение итогов 1-го дня семинара. Ответы на вопросы.
День 2
7. Требования ISO 14001:2015
· Раздел 7 «Поддержка»: Ресурсы.
· Компетентность.
· Осведомленность.
· Информирование (внутренние и внешние коммуникации).
· Документированная информация, включая ее создание (получение), анализ и актуализацию и управление.
Упражнение №3
Документированная информация СЭМ (работа в парах, обсуждение)
8. Требования ISO 14001:2015
· Раздел 8: «Функционирование».
· Планирование и управление операциями (деятельностью).
· Готовность к аварийным ситуациям и реагирование на них.
9. Требования ISO 14001:2015
· Раздел 9: «Оценка показателей деятельности»: Мониторинг, измерения, анализ и оценка соответствия в СЭМ.
· Внутренний аудит.
· Анализ результативности СЭМ со стороны высшего руководства организации.
· Входные и выходные данные для анализа.
10. Раздел 10 «Улучшение»
· Несоответствия и корректирующие действия.
· Постоянное развитие и улучшение СЭМ.
Упражнение №4
«Несоответствия в СЭМ» (работа в группах, обсуждение)
Подведение итогов работы на семинаре. Практические рекомендации
В программе возможны изменения по запросу слушателей и возможности преподавателя.
! Предварительная подготовка: Желательно заранее прислать наиболее острые и волнующие вопросы из тех, что будут освещаться на семинаре. Это сэкономит время и сделает семинар более практичным.
! Возможно проведение мероприятия в корпоративном, индивидуальном формате, в форме вебинара.
Методы и формы работы
Занятия проводятся в режиме интенсивного взаимодействия тренера и участников. Используются работа в малых группах, мозговой штурм, наглядные материалы. Моделируются ситуации, в которых участники будут ощущать действие тех же факторов, с которыми они сталкиваются или могут столкнуться на работе. В ходе последующего обсуждения участники не только наблюдают, анализируют, делают выводы и получают необходимую теоретическую информацию, объясняющую их непосредственный практический опыт, но и соотносят с помощью ведущего свой имеющийся и полученный опыт и знания.