И все же форпостом реформы министр не раз называл высшее образование. Новые правила финансирования высшей школы в "Приоритетах образования", которые были одобрены на заседании правительства, прописаны довольно отчетливо. Уже с января Госдума начнет рассмотрение блока образовательных законов о высшей школе, и в каждом из них указаны особенности привлечения ею внебюджетных средств. Подчинив образование и науку одному министерству, административная реформа фактически обрекла их на интеграцию. Министр Фурсенко объясняет, что это не российская особенность, а мировой опыт: "Во всем мире заказчиком высшей школы становится наука". Интеграция науки и образования при этом, пожалуй, единственный аспект реформы министра Андрея Фурсенко, который почти не вызывает споров с учеными и ректорами вузов.
Законопроект об интеграции позволит вузам и научным центрам усилить внебюджетную финансовую базу: у науки появится возможность вести образовательную деятельность (в том числе и платную), а у образования -- право на законных основаниях заниматься научной (заключать хоздоговоры с предприятиями и выполнять госзаказы за бюджетные субсидии). Законопроект для этого отменяет условие, при котором научной деятельностью могут заниматься лишь те учреждения, у которых она основная (70% выполняемых работ), наделив таким правом не только вузы, но и промышленные предприятия, а также компании, которые хотят вести научные разработки. В свою очередь, наука получает возможность учить студентов -- термин "образовательное учреждение", которым в данном случае обозначался вуз, заменяется на "организацию образования" -- таковой может стать и академический институт.
По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, в свое время его университет так и не смог легализовать работу Института почвоведения, учрежденного совместно МГУ и Академией наук, и академии пришлось фактически подарить организацию университету -- переписать ее на баланс МГУ вместе с прибылями от хоздоговоров. Теперь возможность "совместного владения" появляется. Законопроект, кроме того, стимулирует создание базовых научных кафедр и лабораторий в университетах. Причем такие подразделения (существовавшие на практике и прежде) помимо законного статуса приобретают право на прибыль не только от своих разработок, но и от своего имущества (например, они смогут сдавать его в аренду).
Впрочем, все эти новшества и научное, и образовательное сообщество воспринимают как "предсмертную" подачку от государства. Концепция госуправления имущественным комплексом в сфере науки и образования грозит вузам и НИИ сокращением господдержки -- они опасаются, что полноценное бюджетное финансирование сохранится лишь у ядра "эффективных" вузов и научных учреждений. Остальным придется искать источники финансирования самостоятельно, изменив форму собственности. Государство здесь предлагает два варианта -- "автономное учреждение" (АУ) и "государственную (муниципальную) автономную некоммерческую организацию" (ГМАНО). В первом случае государство сохраняет за собой статус учредителя, во втором круг учредителей предполагается расширить за счет "заинтересованного бизнеса".
Ректоры вузов считают такую смену статуса первым шагом к "приватизации" российского образования. А в связи с тем, что при смене формы собственности на АУ и ГМАНО государство снимает с себя ответственность за долги такой структуры, ректоры вузов считают, что их лишают госгарантий -- попросту снимают с бюджетного довольствия.
Дополнительное высшее
О возможности вузов заработать (при условии, что бюджетная поддержка будет ограничена) говорится и в законопроекте о расширении дополнительного профессионального образования (до сих пор термин означал лишь повышение квалификации специалиста, теперь он включает в себя и смену профессии). По оценкам директора центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства Татьяны Клячко, высшая школа теряет до $2 млрд в год, которые можно было бы получать от переквалификации специалистов (за него могли бы платить и учащиеся, и работодатели). Минобрнауки планирует разрешить вести обучение по программам дополнительного образования не только институтам повышения квалификации, но и прочим желающим (в том числе негосударственным коммерческим структурам, заинтересованным в подготовке кадров, к примеру, для промышленных предприятий). Министерство собирается поэтому заменить аккредитацию учебных заведений, предлагающих программы переквалификации, на аттестацию отдельных образовательных программ -- если программа соответствует учебным стандартам, ее сможет предлагать и сам работодатель.
Образовательная общественность опасается, что "аттестация отдельных программ" распространится на всю систему высшего образования. "Представляете, поступает ваш ребенок в вуз, а потом выясняется, что какие-то специальности в нем законны, а другие нет,-- сетует ректор одного из столичных вузов.-- Как если бы в ресторане вас вдруг предупредили, что к рыбным блюдам подаются салфетки, а к мясным нет". Опасения, исходя из политики министерства, обоснованны. Чиновники Минобразования и до нынешней "оптимизации" лоббировали идею о том, что приоритетное бюджетное финансирование должно выдаваться не вузу целиком, а сильной кафедре -- к примеру, в элитном техническом вузе, считали чиновники, может быть слабый экономический или правовой факультет, созданный из соображений образовательной моды. Нынешний глава департамента госполитики в сфере образования Исаак Калина тоже не отрицает, что раздельная аттестация учебных программ фактически будет отрепетирована на дополнительном образовании.
Расчлененное высшее
Похоже, исходя из идеи "эффективного распределения бюджетных средств", министерство подготовило и законопроект о двухуровневом обучении в вузах. Наряду с "монопрограммой" (студент обучается в вузе пять-шесть лет, получая диплом специалиста) вводится система "бакалавриата" (четыре года обучения) и "магистратуры" (два года). Такую схему обучения в министерстве считают предпочтительной. Она принята в большинстве западных университетов, и, подписав Болонскую конвенцию (предполагает создание единого европейского образовательного пространства, в первую очередь взаимное признание дипломов), Россия обязалась унифицировать собственную образовательную систему с европейской.
Большинство студентов при двухуровневой схеме высшего образования смогут рассчитывать лишь на бесплатный бакалавриат (тем самым сокращаются затраты государства на содержание высшей школы), а магистратура станет элитной, для отличников, или платной.
Контингент дипломированных "бакалавров" министерство при этом изменит. По одному из подготовленных министерством законопроектов, льготными правами на обучение смогут воспользоваться, к примеру, армейские контрактники (до 50 тыс. в год). Они получают "гарантированное право" на высшее образование (только "бакалавриат") за государственный счет -- смогут в вечернем или заочном режиме учиться на подготовительных отделениях или в самих вузах, получая при этом стипендию, равную прожиточному минимуму (2400 руб. в месяц). В связи с этим государство рассчитывает, что законопроект повысит "привлекательность российской армии в молодежной среде".
В отличие от чиновников Минобороны, инициатива двухуровневого образования вовсе не обрадовала руководство вузов. Два уровня обучения, по замыслу Минобрнауки, не только разделяются экзаменом для студента, но и обязаны проходить раздельную аттестацию -- министерство может запретить вузу присваивать студентам степень магистра, если сочтет, что уровень обучения в нем недостаточен. Между тем против "расчлененного образования" выступают не только обреченные на "четырехлетку" и урезанное госфинансирование вузы средней руки, но и ведущие университеты. Глава Союза московских ректоров, руководитель МГТУ имени Баумана Игорь Федоров, к примеру, настаивает на том, что экзамен в магистратуру студентам его вуза не нужен. Они в любом случае станут обучаться пять с половиной лет -- раньше им не достичь "бауманского" уровня знаний, и экзамен станет дополнительным стрессом. Кроме того, диплом "бакалавра" в вузе, напоминает господин Федоров, будет приравнен к диплому выпускника техникума -- министерство настаивает на том, чтобы некоторым учреждениям среднего профессионального образования было дано право вести обучение по программам "бакалавриата"; лучшие из них должны превратиться таким образом в "вузы среднего звена". По мнению Игоря Федорова, такая ситуация не поможет развитию техникумов, зато девальвирует имидж высшего образования. Напомним, что министерство намерено избавиться от части высших учебных заведений -- выпускников вузов в стране больше, чем требуется экономике. Поэтому пополнять ряды обладателей вузовского диплома еще и студентами техникумов многие считают нелогичным.
Вполне возможно при этом, что Минобрнауки уничтожит "неэффективные" вузы, частично заменив их "эффективными" техникумами. Соответствующий законопроект министерства позволяет участвовать в мониторинге учебных заведений работодателям, причем последние получают возможность разрабатывать стандарты обучения -- создавать учебные программы, исходя из потребностей производства. Бизнес вполне может заявить о дефиците квалифицированных рабочих, а не обладателей дипломов о высшем образовании.
Комерсант
2004-12-21
Обсудить на форуме (0)