24 ноября 2005 года в 13:00 в пресс-центре ИА "Росбалт" (Санкт-Петербург, Конногвардейский бульвар, 7 - дворец Кочубея) состоялся круглый стол "Бизнес-образование: для кого и для чего?".
Вот уже более 10 лет в нашей стране активно работают и развиваются различные системы "образования для взрослых" - бизнес-программы повышения квалификации для людей с высшим образованием. Бизнес-образование является такой же услугой (товаром), как мобильная связь или квартира в строящемся доме. Стоимость услуг, как правило, весьма высока. Любые вложения, в том числе в собственное развитие и знания, должны окупаться и иметь конкретный результат. Что же именно продают бизнес-школы? Каков продукт, кто его потребитель и какова "добавленная стоимость"?
Некоторые специалисты в сфере образования полагают, что бизнес-программы вообще наносят вред. Зачастую российским специалистам предлагаются программы, которые лишь отдаленно могут соотноситься с реалиями ведения бизнеса в нашей стране. Система изучения так называемых case studies прививает стандартизированное мышление и стремление к поиску усредненных решений в различных ситуациях, тогда как именно гибкость мышления и способность принимать спонтанные и творческие решения является залогом успешного ведения бизнеса.
В ходе дискуссии обсуждались следующие вопросы:
- Какие серьезные программы по получению бизнес-образования существуют на данный момент в Петербурге? В чем их особенности и различия? Не является ли их большое количество дискредитирующим фактором?
- На какой стадии развития карьеры человек обычно сталкивается с необходимостью получения бизнес-образования? С чем это обычно связано?
- Что именно и кому продает бизнес-школа? Бренд, новые связи, статусный диплом, конкретные знания, умение "мыслить по-новому" - что стоит на первом месте, что менее важно в российских реалиях?
- Какие конкретные последствия для российских предприятий несет получение топ-менеджментом образования в бизнес-школе?
- Так ли необходимо иметь степень MBA и различные дипломы российскому специалисту, как его в том убеждают бизнес-школы?
В дискуссии приняли участие:
- Владислав Расковалов, председатель Санкт-Петербургского отделения Президентской программы по подготовке управленческих кадров высшего и среднего звена;
- Валентин Галенко, проректор СПб Государственного университета экономики и финансов;
- Ольга Удовиченко, директор программы МВА факультета менеджмента СПбГУ, к.э.н.;
- Ирина Яковлева, руководитель центра развития карьеры Стокгольмской школы экономики в России;
- Ксения Слетнева, координатор по маркетингу рекрутингового агентства Kelly Services CIS;
- Александр Руснак, заместитель директора по поддержке продаж отделения фиксированных сетей связи ЗАО "Алкатель" (Россия/Белоруссия).
В России действует 57 бизнес школ, имеющих лицензию МВА, ежегодно выпускается 5 тысяч человек, в Германии ежегодно магистерскую степень бизнес-администрирования получают порядка 3 тыс менеджеров, В Китае - более 15 тысяч, в США через программы МВА проходят 100 тысяч управленцев. Однако из 5 тысяч дипломов МВА, получаемых в России, только 10% могут быть сопоставимы "по весу" с зарубежными дипломами. Существует мнение, что зачастую выпускники МВА не вписываются в российскую действительность, они не адекватны по возвращению на свои предприятия, система case studies прививает стандартизированное мышление.
По мнению проректора Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, члена совета Российской Ассоциации бизнес-образования Валентина Галенко, шанс не вписаться в российскую действительность есть только у выпускников западных бизнес-школ, где обучение не адаптировано к отечественной экономике. По словам Голенко, бизнес-образование в Петербурге развивается очень динамично, и все школы ведут конкурсный отбор среди желающих обучаться. "Ежегодно через Высшую экономическую школу по разным программам проходит порядка 2 тыс человек. От желающих получить бизнес-образование нет отбоя", - сказал Галенко.
По словам председателя Санкт-Петербургского отделения Президентской программы по подготовке управленческих кадров Владислава Расковалова, для развития компании необходима система подготовки кадров. "Диплом МВА, полученный руководителем, не изменит ситуацию в компании", - сказал Расковалов. По данным бизнес-школ, сегодня 70% директоров, получивших степень МВА, отправляют на учебу собственных заместителей. Это подтвердила и представитель Российского отделения Стокгольмской школы экономики.
Российское отделение Стокгольмской школы экономики в России с 97 года выпустило 626 магистров бизнес-администрирования. Руководитель центра развития карьеры Стокгольмской школы экономики в России Ирина Яковлева подчеркнула, что 50% слушателей меняли место работы во время обучения, еще 20% сделали это после окончания курса. Средний возраст учащихся составляет 33-35 лет, женщины составляют не более 20%. В рамках курса МВА Стокгольмской школы иностранные преподаватели оставляют 80% всего состава.
Как подчеркнула координатор по маркетингу рекрутингового агентства Kelly Services CIS Ксения Слетнева, сегодня на рынке труда Петербурга предложения для выпускников школ МВА есть. В сегодняшнем портфеле заказов агентства 5-10% вакансий предусматривают степень МВА в качестве обязательного требования к соискателю. "Большинство таких заказов поступает от российских компаний, поскольку очень многие компании, которые сейчас ведут успешный бизнес, начинают выходить из тени, идет так называемый процесс "обеления", соответственно им требуются специалисты, которые могут грамотно выстроить бизнес и управлять бизнес-процессами в этой компании", - отметила Слетнева. Однако для большинства работодателей ключевым показателем все же является опыт кандидата, если работодателя изначально не устраивает послужной список соискателя, то до образования речь может просто не дойти. Есть работодатели, которые неохотно берут кандидатов с дипломами МВА по той причине, что в процессе обучения у людей кардинальным образом меняется взгляд на бизнес. "Не все управленцы, владельцы компаний готовы к революционным переменам в собственном бизнесе. Зачастую кандидаты с дипломом МВА имеют завышенные ожидания по зарплате, что тоже отпугивает работодателя", - сказала Слетнева.
Практически все обучавшиеся по программа МВА считают этот опыт полезным и говорят о конструктивных изменениях в своей жизни. Присутствующий на круглом столе заместитель директора по поддержке продаж отделения фиксированных сетей ЗАО "Алкатель" Александр Руснак, получивший степень МВА года назад в Стокгольмской школе экономики в России, считает бизнес-образование безусловно полезным фактором для повышения профессионального уровня любого специалиста. "У нас страна левшей: блоху подковать - нет проблем, русский способен сделать это. Но поставить "подковку блох" на поток - с этим у нас будут проблемы. В бизнесе, помимо творчества и идей, должны быть и стандартизированные решения. Овладеть техникой принятия грамотных управленческих решений позволяют обучающие кейсы в рамках МВА", - отметил Руснак.
По мнению Ольги Удовиченко, история существования школ МВА в России еще не очень внушительна, и, как любой новый продукт или процесс, проходит стадии становления, не всегда без проблем. "Очевидно, что бывают случаи, когда человек с дипломом МВА не будет воспринят в компании. Невозможно утверждать, что все выпускники бизнес-школы будут приняты "на ура" везде. В конечном итоге для компаний человек с дипломом МВА - это инструмент, и, если этот инструмент на данной стадии развития компании не нужен, то, значит, не нужен будет и человек", - сказала Удовиченко.
"Бизнес-образование в России - это не только программы МВА, это значительно шире. Это программы профессиональной переподготовки, повышения квалификации. Сводить все бизнес-образование к программам МВА просто не правильно", - подчеркнул проректор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, член совета Российской Ассоциации бизнес-образования Валентин Галенко.
В частности, в России сегодня функционирует Президентская программа по подготовке управленческих кадров высшего и среднего звена. Программа предусматривает ежегодную переподготовку в России и за рубежом 5 тысяч руководителей высшего и среднего звена. В Санкт-Петербурге действует региональное отделение программы, конкурс среди поступающих в 2005 году составил 5 человек на место. В отличие от школ МВА, обучение управленцев по Президентской программе проходит за счет государства. По словам председателя Санкт-Петербургского отделения Президентской программы по подготовке управленческих кадров Владислава Расковалова, на обучение принимаются только менеджеры, имеющие конкретные бизнес-проекты. "Если мы раньше производили просто отбор, то сегодня выделены ключевые направления: информационные технологии, опытно-конструкторские работы, машиностроение", - подчеркнул Расковалов.
За шесть лет реализации Президентской программы в Санкт-Петербурге подготовлено более 1500 управленцев ведущих предприятий города. Среди них: ОАО "Ленэнерго", ОАО "Ижорские заводы", ОАО "Арсенал", ОАО "Невский завод", холдинг "Ленинец", ОАО "Красный Октябрь", ОАО "Электросила", ЦНИИ "Прометей", ЦНИИ "Робототехники и технической кибернетики" и другие предприятия, в том числе среднего и малого бизнеса. Более 350 человек прошли стажировку в США, Японии, Швеции, Норвегии, Германии, Италии, Франции, Канаде, Великобритании.
mbatoday.ru
2005-11-26
Обсудить на форуме (0)