mba

Школа - ради статуса

"Финанс" собрал истории от топ-выпускников бизнес-школ, представляющих разные отрасли бизнеса. Они рассказывают, почему решили учиться и что именно им дало бизнес-образование.
Научиться новому, будучи руководителем или собственником своего бизнеса, сложно. И здесь бизнес-образование остается почти последней возможностью снова почувствовать себя учеником, начинающим все с чистого листа. Хотя герои всех историй работают в совершенно разных областях и к моменту начала учебы имели разный багаж опыта руководства, между ними нашлось немало общего. Эти руководители действовали по схожим схемам. Например, большинство из них при выборе школы руководствовались в основном практическими принципами, такими как доступность и удобство прохождения курса. Авторитет школы и ее "раскрученность" стояли на втором месте. В то же время взгляды на происхождение школ разделились: кто-то гораздо выше оценивает статус и авторитет западных бизнес-школ (их российских филиалов), а кто-то, наоборот, считает, что отечественные школы больше подкованы в области именно российских реалий.

Свежая струя. Как правило, решение получить бизнес-образование у наших героев сопровождалось изменениями на профессиональном поприще, например переходом в другую компанию. Но в основном таким образом они пытались попасть в некую свежую струю, получить новый взгляд на свой бизнес и пути его развития. Или - изменить взгляд на себя самого и свои возможности, а также повысить свою стоимость на рынке. Каждый топ-менеджер стремился не получить конкретные теоретические знания (многие из них не имели экономического образования до этого и плохо представляли, чему их будут учить), а скорее повысить свой общий уровень, в каком-то смысле сменить "касту", освоить язык бизнес-общения.

Каждая история уникальна по-своему: от настроения, с которым люди шли учиться (ведь каждый из них имел за плечами разный уровень подготовки), до оценки процесса обучения, в котором каждый больше всего запомнил именно то, что нужно было ему. К примеру, Павел Филиппов, партнер консультационной компании "Аванко Капитал", прежде всего отметил обогащение словарного запаса, которое позволило ему быть более убедительным. 

Что дальше? Каждый из героев после окончания курса выбрал свой путь дальнейшего совершенствования. Кто-то полностью поменял сферу деятельности, кто-то начал осваивать новое направление бизнеса, кто-то занимается все тем же, но с большей эффективностью. И почти все отметили тот факт, что научились смотреть дальше - касалось ли это развития собственного бизнеса или развития себя как наемного менеджера, но уже международного уровня.


Все без исключения выпускники бизнес-школ отмечают неоценимую пользу от полученных контактов, которые для многих переросли в профессиональные. Кто-то из них даже пожаловался, что среднестатистическому российскому руководителю сегодня очень трудно найти хороших друзей, а тут целых 2,5 года "на проверку чувств", значит, можно закончить курс, точно обзаведясь хотя бы десятком людей, которым можно доверять, а также потенциальными бизнес-партнерами.
Отсюда вывод: каким бы ни было качество самого бизнес-образования, оно по-прежнему остается билетом в клуб бизнес-элиты, а также своеобразным клубом по интересам, дающим возможность общения с себе подобными и построения долгосрочной дружбы. Эта его функция остается наиважнейшей, ведь именно на дружбе и личных связях в России основывается немало стратегических союзов и сделок. Ради статуса "своего человека" многие и идут в бизнес-школы.

История I

Алексей Ананьев
Возраст: 33 года
Должность: генеральный директор
Компания: маркетинговое агентство Promoting
Образование: MBA Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) АНХ

Алексей Ананьев решил получить бизнес-образование от: скуки, надеясь, что оно внесет свежую струю в его деятельность. В итоге открыл новое направление в компании, а также приобрел среди сокурсников партнера по бизнесу.


Алексей Ананьев занимался созданием сайтов с 2000 года, и к 2008-му компания состояла из 20 штатных сотрудников. По его словам, рынок прирастал быстро, и, несмотря на большое количество желающих откусить свой кусок пирога (входные барьеры в эту отрасль почти отсутствуют), клиентов хватало на всех. "Нам охотно платили и за свое представительство в глобальной сети, и за его продвижение там, - рассказывает Алексей. - Все шло как по маслу, бизнес был на взлете, но я заскучал. Хотелось чего-то нового: необычного опыта, драйва, личностного роста. Этого мне привычная рутина дать ну никак не могла. Решил, что сейчас самое подходящее время, чтобы инвестировать в себя, в свое образование".


Второе высшее показалось ему малоинтересным: осваивать новую профессию не хотелось, а вот возможность общения с другими представителями бизнеса и профессионально выучиться на того, чьи обязанности он уже много лет исполнял, показалась Алексею заманчивой. "Бизнес-школу выбрал быстро: посмотрел российские рейтинги, понял, что ничего особенно не понял - результаты везде были разные, провел swot-анализ (тогда еще не знал, что эта процедура называется именно так, проделывал ее интуитивно) и по совокупности факторов выбрал ВШМБ, - вспоминает он. - Позиционирование школы, репутация АНХ, стоимость обучения - все говорило, что выбор должен быть удачным".


Из всех занятий больше всего ему запомнились первые - деловая игра с профессором Лобановым и тренинг-знакомство группы друг с другом, который провела бизнес-тренер Зверек. Тем не менее, сочетать работу и учебу было тяжело. "Это были два напряженных, сложных года качественного роста, - рассказывает Ананьев. - Помимо повседневной работы, я должен был успевать ходить на учебу, делать домашние задания, вставать в субботу рано утром и ехать на лекции. Это было необычно и непросто. После первых двух месяцев учебы я стал ощущать эффект - количество и качество бизнес-идей: что, где и как можно улучшить, что нужно изменить, а от чего отказаться - возросло на порядок. Мозг как бы переключился на пятую скорость после привычной третьей".
Подобный эффект, по его мнению, достигался не столько теоретической информацией, сколько разбором кейсов и групповыми обсуждениями, которых в процессе обучения было немало. Алексей общался с одногруппниками и выносил из этого для себя полезные вещи. Поэтому, несмотря на начавшийся кризис, учебу не бросил. "После первого семестра часть группы, в основном из-за финансовых проблем, отсеялась, - вспоминает он. - Я для себя решил, что буду продолжать занятия. Думаю, в сложные времена еще более важно инвестировать в свое развитие. Это позволяет принимать более грамотные решения, находить нестандартные ходы и, таким образом, быть успешнее многих. Помогло мне обучение или повезло со сферой деятельности? Скорее всего, и то и другое, но из кризиса я вышел не только не потеряв, но и приобретя".
Учеба точно принесла Алексею, по крайней мере, один конкретный результат. В одной группе с ним было много профессиональных и перспективных наемных менеджеров, которых можно было оценить "в деле", чем он и воспользовался для пополнения штата. "Через год учебы в мою команду вошел энергичный и талантливый исполнительный директор, с которым на занятиях я сидел за одной партой, решил ни один десяток задач и разобрал множество кейсов, - рассказывает он. - Получая новые знания, навыки, научившись по-другому, шире и глобальнее смотреть на различные ситуации, мы провели ряд преобразований в компании. Изменили организационную, кадровую, ассортиментную политику, диверсифицировали бизнес. На сегодня помимо маркетингового агентства Promoting, приносящего мне около 70% дохода, я владею туристической компанией, собираюсь открывать еще одно направление. Благодаря учебе я заново влюбился в свой бизнес. Я знаю, какие возможности в нем скрыты и догадываюсь, как их раскрыть".

История II

Виктор Бокитько
Возраст: 34 года
Должность: директор представительства
Компания: DOSPEL Professional
Образование: Еxecutive MBA бизнес-школы "Мирбис"

Желание получить степень MBA Виктор Бокитько связывает с переходом в зарубежную компанию. После окончания курса он постепенно начал свое превращение из наемного менеджера в совладельца, что до того считал слишком рискованным.


Поступить в бизнес-школу Виктор Бокитько решил, руководствуясь принципом, что учиться надо всю жизнь. Но толчком ко всему послужили изменения в карьере. "Я работаю в сфере производства оборудования, - рассказывает он. - Нам нужно было развивать новое направление бизнеса - выводить на рынок новую зарубежную компанию, которая до этого не была представлена в России". Перед Виктором стояла задача наладить продажи, поставки, сервис, построить логистику. "Мне не столько не хватало знаний, сколько нужно было расширить кругозор, изменить образ мышления, получить новые навыки", - продолжает он.
Какие именно знания получают, обучаясь в бизнес-школе, Виктор представлял с трудом. Окончив университет и аспирантуру по техническим специальностям, он никогда не проходил курсы по экономике. Поэтому при поиске школы ориентировался скорее на известность, статус и рейтинг учебного заведения, читал статьи в бизнес-прессе, узнавал у знакомых, имеющих степень MBA. В результате в шорт-лист он включил три учебных заведения: РЭУ им. Плеханова, АНХ при правительстве РФ и "Мирбис". "Изучив вопрос, я понял: преподавательский состав и программы везде очень похожи. Совпадают, по крайней мере, процентов на 70, - рассказывает Виктор Бокитько. - "Мирбис" в итоге выбрал из-за наиболее удобного времени начала обучения (осень 2006 года) и формата - по выходным с утра до вечера".


Сегодня как выпускник он вспоминает не столько полученные знания, сколько ярких людей - преподавателей и сокурсников. "Например, Михаила Коллонтая я могу назвать миссионером, доносящим до неокрепших душ слушателей идеи бизнеса, - вспоминает Виктор. - Его лекции мне запомнились яркими, с содержательными презентациями и, конечно, особой манерой ведения занятий. Он очень хорошо понимал, что пришли уже взрослые люди, которым нужно гораздо больше, чем конкретные знания. У всех разный уровень подготовки, отрасли, специализация. К примеру, у нас в группе был руководитель банка, который по роду деятельности, естественно, обладал большими знаниями в области финансов. Кто-то управлял коллективом в тысячу человек, а у кого-то коллектив из 10 человек. Поэтому Коллонтай пытался развить у нас именно образ мышления руководителя и лидера, а сам материал он давал очень дозированно, в форме диалогов и обсуждений".


Плоды обучения Виктор ощутил не сразу, а по прошествии нескольких лет, после того, как он все больше внедрял их в работу. При этом главным, что ему дала школа, он называет общение с людьми из разных отраслей, начиная от аудита до энергетики, обмен опытом, сотрудничество. Про свою группу говорит как про одну из самых дружных за всю историю института, вспоминая, что кто-то из его друзей даже начал совместный бизнес. Сам он также регулярно встречается со своими сокурсниками. "Есть вещи, которые можно понять только на собственном опыте, так как ни в одной книге об этом не написано, и здесь уже важен совет профессионала, который является одновременно и другом, - говорит он. - К тому же к 30 годам круг общения сужается - мы общаемся преимущественно со старыми знакомыми и коллегами. Работа превращается в образ жизни. Поэтому профессиональные контакты приобретают уже другой смысл".
Как следствие, в работе Виктора после окончания обучения произошли изменения, хотя сферу деятельности он и не сменил. Сегодня он заканчивает свой переход от наемного менеджера в статус собственника. И к этому его подтолкнула как раз смена мировоззрения и целей. "Такой переход для меня - очень сложный процесс, - объясняет он. - Людей с менеджерскими наклонностями много, а тех, кто нацелен на результат, мало. Я работаю в сфере, где проекты длятся годами и не приносят сиюминутной прибыли, значит, кому-то могут показаться рискованными. Однако я в свое время понял, что готов к переменам. И в этом  - большая заслуга моего бизнес-образования".

История III

Андрей Липатов
Возраст: 29 лет
Компания: "Теплоком"
Должность: Исполнительный директор управляющей компании
Образование: Executive MBA Высшей школы менеджмента (ВШМ) СПбГУ

Решение Андрея Липатова было связано с желанием повысить свою стоимость на рынке труда. Но после получения бизнес-образования он полностью сменил сферу деятельности и перешел работать в качестве руководителя уже в другую компанию.


Получать MBA Андрей Липатов начал, будучи директором по управлению инвестициями крупной федеральной сети кинотеатров "Кронверк Синема". Привлекли престижность и возможности дальнейшего роста. "Претенденты на MBA, как правило, имеют хорошее базовое образование и две цели, - рассуждает он. - Во-первых, расширить знания, полезные для развития собственной профессиональной деятельности. Во-вторых, это неплохие инвестиции в самого себя как профессионала и руководителя. Конечно, сегодня работодатель более индифферентен к MBA, чем лет 10 назад, но про себя могу сказать точно - из экономистов со степенью MBA или без нее я возьму на работу первого".


Выбирая между двумя наиболее популярными санкт-петербургскими школами, Андрей Липатов столкнулся с не-ожиданной трудностью: в одном из учреждений ему отказали, посчитав слишком юным - на тот моменту герою истории было всего 26 лет. Преподавателей ВШМ гораздо более чем возраст, впечатлили успехи Андрея: он успел с отличием закончить юридический факультет СПбГУ и школу налоговых поверенных. После череды собеседований Андрей Липатов был принят. Параллельно с прохождением курса целеустремленный студент окончил аспирантуру Фин-эка и защитил кандидатскую на тему "Формирование инвестиционной политики при переходе к инновационному типу развития РФ".


В процессе обучения в ВШМ больше всего Андрею Липатову запомнились стратегические сессии, которые проводил профессор Ищенко. "Он вложил в нас понимание, что все специфические знания без учета общей ситуации во всех деталях бесполезны, - вспоминает Андрей. - Для достижения единой цели необходимо уметь объединить человеческие ресурсы, маркетинг, информационные технологии, финансы, безопасность и другие факторы. Самое главное, что дал мне курс МВА, - новое мировоззрение, которое позволило мыслить шире, привело к пониманию того, что я способен на большее, чем бизнес в масштабе одного города или страны".
"Многие посчитали бы позицию топ-менеджера крупной компании из сферы развлечений и статус кандидата наук исчерпывающими, - размышляет он. - Я решил не останавливаться на достигнутом. После завершения курса МВА возглавил коман-ду топ-менеджеров российской компании международного уровня - холдинга "Теплоком". Она занимает лидирующие позиции на рынке учета энергоресурсов, успешно внедряет высокотехнологичные решения в целях энергосбережения и повышения энергоэффективности. Думаю, что при правильном подходе мы сможем удерживать лидерские позиции в течение десятилетий".


Параллельно Андрей Липатов продолжает учиться - получает Executive Education в Harvard Business School. По его словам, он никогда бы не пошел учиться дальше, не получи свой первый MBA. В Гарварде не только расширяются горизонты стратегического мышления, но и закрепляются основы для международного делового сотрудничества. "Хотя я остаюсь самым молодым в группе, отношения в коллективе у нас сложились буквально на третий день, - говорит Андрей Липатов. - "Европеизированный" народ отличается открытостью, и все учащиеся, неважно, откуда - из Китая, США, Индии, Италии, Голландии, других стран, - объединены единой культурой. Подобное ощущение у меня было в ВШМ, так что, думаю, объединение особой культурой - особенность всех курсов МВА вне зависимости от страны обучения".


Он продолжает налаживать связи, считая это одним из наиважнейших аспектов обучения. "Можно предположить, что мои коллеги в дальнейшем станут деловыми партнерами, - продолжает Андрей. - С их помощью я, например, смогу заказать разработку в Индии, производство в Китае, поставку через США. Я мыслю уже другими категориями, и в этом - основная заслуга MBA".

История IV

Федор Мурыгин
Возраст: 40 лет
Компания: "Воздушные ворота Северной столицы" (Пулково)
Должность: коммерческий директор по неавиационной деятельности
Образование: Executive MBA Высшей школы менеджмента СПбГУ

Поначалу для Федора Мурыгина MBA был важен с точки зрения развития собственного бизнеса. Но по окончании курса он получил предложение поработать в качестве наемного менеджера в одной из крупнейших компаний Петербурга. И согласился.


К моменту принятия решения о получении MBA Федор Мурыгин много лет работал в строительной отрасли и владел собственной компанией "Ласита СПб", основной деятельностью которой было остекление. Бизнес стабильно и успешно работал, компания была широко известна в кругах дизайнеров, архитекторов и строителей. Но постепенно предпринимателю стало тесно в существующих рамках. Захотелось чего-то нового. Приняв решение получить бизнес-образование, он думал прежде всего о расширении собственного бизнеса. "На тот момент мы как раз приняли новую корпоративную стратегию, - рассказывает он. - Для ее реализации требовались некий свежий взгляд и дополнительные знания. Кроме того, я начал подумывать о диверсификации бизнеса и поиске нового интересного направления".


Бизнес-школу Федор выбирал недолго: выпускник СПбГУ был не прочь вернуться в родные стены любимого университета и испытывал доверие к преподавательскому составу. Плюс его интересовало образование, адаптированное под российские реалии, чтобы все полученные знания можно было применять на практике. В результате он поступил в Высшую школу менеджмента СПбГУ и не пожалел. "Особенно сильное впечатление на меня произвело начало обучения, - продолжает Федор. - Хотя к тому моменту уже много лет имел собственный бизнес, и довольно успешный, я не осознавал, насколько большое количество эффективных бизнес-решений уже существует. В этом плане мне очень помогли разбор опыта других компаний и изучение кейсов".


По словам Федора, его мировоззрение полностью поменялось - он ощутил приток сил. "Ко мне пришло осознание того, что я способен на большее, - рассказывает он, - что у меня есть силы для дальнейшего рос-та. Появились новые амбиции и желание работать в более крупных масштабах. Особенно повлиял курс лидерства Андрея Займулина, финансового учета Ольги Удовиченко и курс финансового анализа и принятия  управленческих решений Дмитрия Волкова".
В результате, когда Федор Мурыгин, уже не только как человек с большим опытом коммерческой работы, но и дипломированный специалист, получил предложение возглавить подразделение одной из крупнейших компаний Петербурга, он его принял. Сегодня он коммерческий директор по неавиационной деятельности "Воздушных ворот Северной столицы". С 29 апреля под управлением этой компании, по соглашению о государственно-частном партнерстве, находится аэропорт Пулково. Она должна реализовать один из крупнейших инвестиционных проектов в регионе - построить новый международный пассажирский терминал, провести модернизацию действующих объектов и полностью изменить привычный облик аэропорта. Стоимость проекта - около 1,2 млрд евро. "Наше подразделение отвечает за все бизнесы в аэропорту и  вокруг него, - рассказывает Федор Мурыгин. - Это, пожалуй, самое амбициозное направление "Воздушных ворот": за короткие сроки мы должны вывести на совершенно новый уровень пакет услуг, предлагаемых аэропортом, создать и наладить инфраструктуру, построить бизнес-центр и гостиницу. А в итоге увеличить доходы от неавиационной деятельности в несколько раз".


Федор увлечен своей новой деятельностью. "В столь мощных компаниях мне раньше работать не приходилось, - признается он. - Только штат сотрудников составляет около 4 тыс. человек. От меня ждут нетрадиционных решений, и мне представляется шанс поработать в иных масштабах, чем до того. Но главное - я чувствую в себе силы и желание реализовать все поставленные задачи, и во многом это заслуга полученного образования".

История V

Павел Филиппов
Возраст: 36 лет
Компания: "Аванко Капитал"
Должность: партнер
Образование: Executive MBA General Management Стокгольмской школы экономики

Павел Филиппов хотел стать "своим" среди владельцев крупных компаний. После окончания курса он усовершенствовал процесс общения с партнерами и приобрел друзей - профессиональных консультантов
Для партнера дивизиона корпоративных финансов инвестиционного банка Evli желание получить серьезное бизнес-образование диктуется спецификой деятельности. Работая много лет в сфере слияний и поглощений, Павел Филиппов ощутил потребность "приблизиться к клиентам", которыми в этом бизнесе всегда выступают первые лица компаний, часто весьма больших. "Система координат, в которой я нахожусь, даже будучи руководителем петербургского офиса такой крупной для своего сегмента организации, как Evli, - это проектная работа: относительно небольшие команды, часто уникальные подходы к решению проблем, специалисты, в большой степени мотивированные интересом к своей работе. Это совсем не похоже на бизнес большинства наших клиентов. Разница такая же, как между лабораторией и заводом, - рассказывает Павел Филиппов. - Между тем, чтобы дать клиенту качественный совет, необходимо очень хорошо разбираться в принципах работы совершенно разных бизнесов. Многое можно "начерпать" из практики, но это не самый эффективный путь. Важно совершенно точно знать, что я ничего не упускаю, и убедиться, что я действительно ориентируюсь в системе координат, лексике, принципах принятия решений западными топ-менеджерами".


Специфика работы также напрямую повлияла и на выбор школы. "Мы консультируем много международных сделок, постоянно выступая связующим звеном между зарубежными и российскими компаниями, корпоративная культура которых серьезно отличается, - продолжает Павел. - Школа должна была быть западной. В итоге я остановился на Стокгольмской школе экономики - лидере бизнес-образования в России на тот момент". О своем выборе Павел не пожалел. В числе наиболее запомнившихся ему лекций и семинаров - модуль по международному бизнесу профессора Стокгольмской школы экономики в Швеции Карла Фея (с ним был знаком еще до поступления в школу), курс приглашенного английского преподавателя Горана Руса, семинар Михаила Гринфельда по искусству ведения переговоров и лекции Омара Тулана по бизнес-стратегии. "Кстати, именно Горан Рус навел для меня резкость на различия в системах создания стоимости в различных бизнесах, популярно описав не только модели "лаборатории" и "завода", о существовании которых я интуитивно догадывался и раньше, но и другие модели, определяющиеся иной спецификой ключевого ресурса", - говорит Павел Филиппов.


В отличие от большинства выпускников MBA, которые в первую очередь отмечают важность приобретаемых в процессе обучения контактов, Павел Филиппов утверждает, что школа дала ему массу практических навыков, которые уже принесли свои плоды в работе. "С первого дня учебы появляются цитаты, кейсы, бизнес-притчи, модели которые буквально сами вплетаются в диалог и помогают лучше проиллюстрировать или аргументировать собственные мысли. Работает просто великолепно, в моем случае - буквально с первого модуля".


Павел Филиппов говорит, что приобрел ровно столько друзей, сколько было человек в группе. Так как одним из важнейших конкурентных преимуществ в консультационном бизнесе является возможность быстро набирать весомую компетенцию в самых разных отраслях и владеть информацией о ситуации на разных рынках "из первых рук", такая помощь бывает крайне полезна. "Мы рассматривали возможность участия в одном проекте, - воспоминает Павел. - Экспертом выступил мой однокурсник, который указал мне на особенности проекта, заметные только инсайдеру. Эти особенности накладывали серьезные ограничения на интерес инвесторов. Мы решили воздержаться от участия в проекте, и, насколько я знаю, воз и ныне там".

Сеть контактов для Павла является также и несомненным маркетинговым ресурсом. "Собственник никогда не обратится к консультанту за помощью в продаже компании по объявлению в газете. В этом бизнесе все гораздо деликатнее. Нужны рекомендации. Лучшая рекомендация - довольный клиент, но этот ресурс ограничен. Следующий в рейтинге - сокурсник по Executive MBA, который за два года совместных семинаров, тренингов и деловых игр знает тебя иногда лучше, чем ты сам".



Обсудить на форуме (1) Финанс, 2010-11-23

mba
mba