mba

Образы бизнес-образования.

В этом году закончился эксперимент по «обкатке» МВА на суровой российской почве. 30 бизнес-школ и вузов участвовали в экспертизе, доказывая жизнеспособность в России программы, родившейся на Западе. В результате были приняты Государственные требования к подготовке менеджеров высшей квалификации по программам «Мастер делового администрирования", был разработан формат диплома, свидетельствующий о присвоении дополнительной квалификации к высшему образованию. Каковы перспективы бизнес-образования в России? Об этом пойдет речь в данной статье.

Катерина Чинарова обозреватель журнала «Управление компанией»

Тропы для топов

Теперь дорога в рентабельный образовательный интеллектуальный бизнес открыта многим учебным заведениям: механизмы и требования ясны, а спрос на услуги со стороны слушателей стабилен. Выдавать дипломы государственного образца смогут и нестоличные высшие школы; тем самым они станут ближе к рынку сбыта армии региональных топ-менеджеров и менеджеров среднего звена, жаждущих знаний, но нежелающих покидать «малую родину». Пока же70% выпускников приходится на Москву. Смещение акцента в регионы неизбежно. Совершенно очевидно, что правом обучать, а заодно получать прибыль воспользуются многие участники образовательного сегмента. Игроков станет больше, и они изменят структуру рынка, сделают среду более конкурентоспособной. Но это в будущем, а пока попробуем выяснить, что представляет собой поле бизнес-образования в России, какие тенденции наиболее явственны и как они коррелируют с тем, что происходит в данном секторе на Западе.

В России за 15 лет сформировалась группа признанных лидеров - бизнес-школ, которые задают тон в сфере внутреннего образования МВА. Однако никаких объективных инструментов, позволяющих оценить вес и репутацию этих «фабрик мысли», ДО сих пор не сформировано. Система raпkiпg (рейтингов) не приживается, да и доверие к ней в Европе и США в последнее время существенно снизил ось. Поэтому выбор провайдера бизнес-образования зависит от ряда косвенных данных: опыт работы вуза на рынке, специализация и профиль, преподавательский состав. 60% слушателей решают обучаться в том или ином месте исходя из рекомендаций коллег или друзей-выпускников. В международных ассоциациях реже смотрят на аккредитацию, чаще – на цену и продолжительность программы.

За годы активной образовательной деятельности только ИБДА АНХ подготовила свыше 12 тыс. магистров. Примерно столько же народу «остепенили» МИРБИС, ВШМ ГУ ВШЭ, ВШБ МГУ и ЛИНК. Ежегодный поток выпускников составляет примерно 3 тыс. человек, при этом рынок пока еще сильно центрирован: львиная доля (80%) приходится на Москву, 10% - на Санкт-Петербург, еще 10% - на регионы. Средний размер потока составляет 50-200 человек, на потоках АНХ и Академии им. Плеханова учится больше 1 тыс. человек.

Короче, Склифосовский

Львиную долю учащихся до сих пор составляют собственники и топ-менеджеры компаний. Хотя с каждым выпуском менеджеров среднего звена (на них, собственно, и рассчитана программа gепегаl МВА) становится больше. Разнонаправленность запросов потихоньку разделяет сферы: для собственников и «рулевых» предназначен курс ЕМВА (Executive Master оf Вusiпеss Adтiпistгаtiоп). Впервые эта программа появилась в России в 1998 г. у пионера бизнес-образования - ИБДА АНХ; в этом году о запуске заявила Высшая Школа Менеджмента ГУ ВШЭ («Менеджмент XXI века…»). Российский бизнес медленно, но неуклонно взрослеет, и владельцам компаний требуются новые инструменты управления в условиях неопределенности. Управленцев высшего звена в ЕМВА привлекает акцент на интерактивные формы получения знаний (вместо лекций - «мозговые штурмы» и работа над кейсами, то есть практическими упражнениями, в командах) и особое соттuпitу - сообщество, которое формируется в процессе обучения. Поскольку опыт пионеров, уже запустивших ЕМВА, можно признать удавшимся, в перспективе следует ожидать дальнейшего распространения подобных программ. По крайней мере, ВШБ МГУ заявила о запуске нового проекта с 2005 г.

«Специалист подобен флюсу», - уверял Козьма Прутков. Однако очевидно, что без углубления специализации дальнейшее развитие бизнес-образования было бы невозможно. Хотя МВА, по сути, претендует на то, чтобы считаться не коей универсальной моделью подготовки управленцев, во всем мире акценты расставлены четко. Мало того, что у каждой из top-20 свой профиль, так еще и в рамках одного учреждения возможна специализация. Чем Россия не Америка?

О тенденции углубления профессиональных навыков свидетельствует появление новых программ в российских пенатах. Так, в ВШМ ГУ ВШЭ, помимо традиционных курсов «Общий и стратегический менеджмент» и «Финансы», с этого года стартовал еще один - «Стратегическое управление персоналом», рассчитанный главным образом на менеджеров по персоналу и сотрудников кадровых агентств. ИБДА открыла четвертую специализированную программу «Управление стоимостью компании». АМИРБИС предлагает «Менеджмент гостеприимства», «Менеджмент в строительстве». Таким образом, углубление специализации программ будет продолжаться, так как востребованные потребителями специализированные курсы помогают осваивать интересующую слушателей отраслевую специфику.

Исторически сложилось, что львиную долю слушателей большинства бизнес-школ составляют «вечерники». Очень немногие могут позволить себе учиться днем, без отрыва от производства: это одинаково справедливо для собственников (предприятие, как малого ребенка, опасно оставлять без присмотра), так и для менеджеров среднего звена (уровень благосостояния не позволяет сосредоточить усилия на обучении). Скорость карьерного роста по-прежнему остается стремительной, и уход из реального бизнеса на два года или даже на год способен затормозить любую карьеру. Пока это отпугивает многих. Но излюбленная форма обучения - вечерняя – несмотря на усердие руководителей бизнес-школ не может дать полного объема знаний, в отличие от дневной. Во-первых, невозможно вместить семи-восьмичасовой курс программы в «прокрустово ложе» трех-четырех часов «вечерки», а во-вторых, усталость учеников сказывается на восприятии новой информации.

Дневную форму обучения «обкатывает» Классическая бизнес-школа в своей годичной программе, рассчитанной на три семестра. Только такой способ передачи знаний позволяет глубоко погрузиться в учебный процесс и наиболее близок к «родному», то есть англо-американскому варианту МВА.
Заметным становится и такое явление, как русификация российского бизнес-образования, как ни парадоксально это звучит. В той же Классической бизнес-школе преподавание ведется преимущественно на русском языке. Так, считают руководители Школы, научные знания лучше усваиваются. С этим не поспоришь. Русификация, скорее всего, вызвана суровой правдой жизни: в России людей, знающих английский язык на уровне, позволяющем слушать все курсы, совсем не много. Пока большинство бизнес-школ ограничиваются чтением на английском языке спецкурсов во втором и третьем семестрах.
От количества часов, отведенных на изучение иностранного языка, кстати, в некоторых учебных заведениях напрямую зависит стоимость курса. Знание Епglish способно сэкономить студенту
ни много, ни мало, а от 800-1000 долларов.

С уверенностью можно сказать, что в России успешно прижилась «дистанционка». Известную истину - «против прогресса не пойдешь!» - признает и декан французской/NSEAD, который видит в развитии дистанционной формы обучения очевидное преимущество: ее использование снижает загруженность школ. В Москве это пока не так актуально: данная модель прижилась как удобная форма заочного образования. Вместо писем с заданиями практикуется переписка по e-тail и доступ к корпоративным сайтам той или иной программы МВА. Лидирует в «продвижении» И оказании дистанционных образовательных услуг Международный институт менеджмента ЛИНК. Институт активно создает сеть региональных центров в надежде приблизить «дистанционку» к глубинке.

Интересная тенденция, тесно связанная с развитием удаленной формы обучения, - появление модульных программ, специально рассчитанных на региональных слушателей. Особенность модульной программы в том, что ее можно собрать, как «паззл», из полюбившихся курсов и тем самым максимально персонализировать обучение. Подобные методы ввела в обиход Высшая коммерческая школа. Заочную программу МВА объявила Высшая школа менеджмента ГУ ВШ3. В обмен на 12 тыс. долл. студент на протяжении двух лет получает 800 аудиторных часов в Москве и два с половиной месяца обучения «на местах".

В будущем, как свидетельствует зарубежный опыт в рамках концепции непрерывного образования, популярным станет «блочный формат". Суть его в том, что знания предоставляются слушателям не сразу, «в пакете", а как бы по кирпичику, по мере их усвоения и необходимости, зависящей от ступенек профессионального роста.

Еще один тренд в сегменте бизнес-образования - краткосрочные программы. По-видимому, это закономерная реакция на сложившийся спрос. Нельзя сказать, что таких курсов не было раньше; просто их число к началу нового учебного года значительно выросло. ВАВТ (Академия внешней торговли) предлагает МВА-интенсив, умещающийся в полтора года (180 академических часов).

Характерными чертами российского образования для менеджеров остаются невысокая, по сравнению с западной, стоимость обучения(6-13 тыс. долл.) и оплата по принципу предоплаты. Кредитная схема активно не практикуется - лишь некоторые образовательные организации отваживаются на подобный эксперимент. К слову, отсутствие кредитной поддержки сильно тормозит развитие образовательного сегмента в регионах, где многие могут обучаться только за свой счет, а не за счет фирмы.

МВА: Go West!

Весной, 20 мая 2004 Г., в Москве в рамках Первого Всемирного форума выпускников школ бизнеса и заседания совета директоров школы состоялся очередной симпозиум выпускников Whаrtоп. Последних в России немало, и среди них - Шив Кемка, президент Suп Group, Жан-Мишель Брэн, управляющий партнер Вагiпgs Vostok Fuпd, Василий Сидоров, глава МТС, Геннадий Газин, партнер МсКiпsеу, Эдуард Кауфман, управляющий директор Вruпswiсk UBS, Игорь Ахмеров, финансовый директор Reпova Maпageтeпt АG, Сергей Мясоедов, ректор ИБДА АНХ, Дэвид Джеованис, управляющий директор компании «БазовыйЭлемент», другие представители российского делового истеблишмента. В том, что выбор пал на столицу России, некоторые эксперты усматривали свидетельство начала региональной экспансии ведущих бизнес-школ. Рынок стал более конкурентным в глобальном контексте, за лучших абитуриентов (за умы и кошельки) и сражаются заведения, входящие в top-20 провайдеров бизнес-образования. На открытии Патрик Харкер, декан гиганта МВА-образования, подчеркнул, что «событие, одной стороны, даст России возможность поближе познакомиться с одной из ведущих бизнес-школ мира, а с другой, позволит Whaгtoп более активно играть на российском поле».

Положение Whartoп, входящего в так называемую тройку лидеров - HSW (Harvard, Staпford, Wharton), стабильное и уверенное, несмотря на некоторый экономический спад, наблюдаемый в отрасли. Поэтому объяснить экономическими трудностями движение на восток этой крупнейшей топовой бизнес-школы не получится. Дело, скорее, в том, что руководство школы в своем стремлении сделать Whartoп международным брэндом присматривается к перспективному российскому рынку. Кроме того, Россия, с точки зрения развитых стран, наряду с Индией и Китаем интересная площадка с динамично развивающейся экономикой. Естественно стремление ведущих западных «фабрик мысли» активно сотрудничать с этими странами, в чем-то учась у них, чтобы держать руку на пульсе событий. В России Whartoп впервые начал проводить видеоконференции с ИБДА АНХ, на которых российские и американские слушатели программ МВА сражались в деловой игре. Для «жадных до знаний» россиян приход таких гигантов может сыграть только позитивную роль: очевидно, что качество образования будет расти, ведь в конкурентоспособной среде есть из чего выбирать.

Высшая школа менеджмента Государственного университета – Высшей школы экономики

Сергей Филонович декан Высшей школы менеджмента Государственного университета – Высшей школы экономики, докт. физ.-мат. наук, профессор.

В Высшей школе менеджмента Государственного университета - Высшей школы экономики реализуются две базовые программы МВА: однако специализации «Стратегический менеджмент», другая - «Финансовый менеджмент». В феврале 2005 г. стартует еще одна специализация МВА, «Стратегическое управление человеческими ресурсами», предназначенная для руководителей департаментов по персоналу крупных и средних компаний, которые либо уже вовлечены в выработку стратегии своих компаний, либо стремятся к участию в этом процессе. Данная программа будет реализована совместно с известным специалистом в области управления персоналом Т. Ю. Базаровым и компанией "ЭКОПСИ Консалтинг».

Практиков в программе будет представлять М. Д. Олешек, одна из наиболее известных российских НR-менеджеров.
Обе уже реализуемые программы МВА пользуются большой популярностью. Причин тому, намой взгляд, несколько. Прежде всего, большую роль играет квалифицированный состав преподавателей. Даже тех из них, кто состоит в штате ГУ-ВШЭ, трудно назвать чистыми теоретиками, поскольку многие имеют практический опыт работы в бизнесе, большинство ведут консультационную практику; среди преподавателей школы есть, конечно, и чистые практики, причем их круг постоянно расширяется. Помимо этого важно, что обучение ведется в группах численностью не более 30 человек и занятия практически не делят на лекции и семинары: обучение постоянно осуществляется в интерактивном режиме. Интересно отметить, что относительно высокая стоимость программ ВШМ определяет качественный состав слушателей: те, кто в большей степени заинтересован в получении диплома, а не знаний, выбирают программы подешевле. Примерно треть слушателей составляют собственники небольших компаний, другую треть - топ-менеджеры средних компаний и еще одну треть – менеджеры среднего звена крупных компаний.

В ВШМ развиваются модульные программы МВА, на которых учатся слушатели из регионов России. В этом году, помимо второго набора на открытую модульную программу МВА «Стратегический менеджмент», состоялся и запуск модульной программы «Финансовый менеджмент» для работников региональных банков Сбербанка России.

Также продолжается программа Executive МВА: в ноябре ее закончит первая группа слушателей, а в декабре откроется третий поток. Эта программа пользуется особой популярностью среди топ-менеджеров и собственников компаний, что оправдывает данное ей название - «Менеджмент XXI века: квалификация собственников и эффективность менеджеров». Специфика нашей программы ЕМВА состоит в том, что она построена не по дисциплинарному, а по проблемному принципу. О ее востребованности говорит хотя бы тот факт, что более чем за три месяца до начала нового цикла набралось более половины группы, рассчитанной на 50 человек.
В этом учебном году принципиально изменятся условия аудиторной и самостоятельной работы слушателей программ МВА: благодаря переоснащению аудиторий на каждом рабочем месте можно будет работать с компьютером и в течение всего занятия иметь доступ в Интернет, что позволит слушателям пользоваться электронными базами ГУ-ВШЭ и Интернет-ресурсами прямо на занятиях. Откроется и электронная библиотека для преподавателей и студентов.

В новом учебном году ВШМ начинает использовать новую форму работы с регионами - специальные семинары из цикла ЕМВА, которые проводятся в режиме видеотелеконференции. Этот режим, сохраняя возможность прямого интерактивного взаимодействия преподавателя и слушателей, существенно облегчает логистику обучения и дает возможность жителям отдаленных регионов без дальних переездов познакомиться с новейшими тенденциями в менеджменте. Естественным продолжением программ МВА и ЕМВА станет новая программа Высшей школы менеджмента - ОВА (Doctor оf Busiпess Adтiпistratioп), которая стартует в январе 2005 г. На нее будут приниматься лица, имеющие диплом МВА или ЕМВА и желающие на основе самых современных теорий и моделей менеджмента структурировать свой практический опыт и передать его другим, подготовив специальную диссертацию. Срок обучения по этой программе, как и по программам МВА и ЕМВА, - два года.
Все программы ВШМ проводятся без отрыва от производства, поэтому у подавляющего большинства слушателей не возникает проблем на работе. Тем не менее, статистика показывает, что примерно 20% слушателей меняют место работы в период обучения. Иногда человек во многом благодаря обучению в ВШМ делает такой карьерный скачок, что из-за повышения занятости у него даже возникают затруднения с защитой диплома. И все же в этом году ВШМ начинает систематическую работу по оказанию помощи в трудоустройстве для своих выпускников, тесно связанную с деятельностью Клуба выпускников, открытие которого намечено на 15 октября 2004 г.

Декану трудно объективно описать дух и корпоративную культуру своей школы. Но мне кажется, что в общих словах это дух инноватики, стремления работать на высшем уровне. Конечно, Школа ежегодно предоставляет своим преподавателям возможность повышать квалификацию путем участия в семинарах и конференциях, проводимых за рубежом, на что выделяется специальный бюджет. Желание и умение работать вместе приводят к созданию новых уникальных образовательных продуктов, таких как популярная годичная программа «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды» или запускаемая в этом году аналогичная по формату программа «Менеджмент в ресторанном бизнесе».



Обсудить на форуме (0) Журнал Управление Компанией, №9(40) 2004 г., 2004-10-14

mba
mba