mba
mba
Услышат всех
аналитика, статьи, бизнес образование, mba, Услышат всех
     
 
Услышат всех

 Другие статьи
 

Услышат всех

Этот год будет трудным для российского рынка бизнес-образования. Бизнес-школы готовятся к спаду приема участников вплоть до 50% и вынуждены менять программную политику.

По данным исследования компании Begin Group «Влияние экономического кризиса на изменение спроса на получение бизнес-образования», проведенного осенью 2008 г., только 10,6% желающих имели или получали степень MBA/EMBA на момент опроса. 52,5% планировали начать учиться в 2009 г., 15% — в 2010 г., около 26% — позже 2010 г., еще 6% не определились. Опрос проводился среди 500 специалистов, менеджеров высшего и среднего звена, выбиравших программы бизнес-образования.

ПОКА УЧАТСЯ

Осенний набор 2008 г. в целом был успешным для российских бизнес-школ, хотя уже тогда чувствовалось дыхание кризиса. Сергей Мордовин, ректор International Management Institute St. Petersburg (ИМИСП), говорит, что, несмотря на повышение цен на 30%, предварительно в списке участников было 45 человек. Десять из них на последнем этапе отказались от обучения, мотивируя это финансовыми сложностями или желанием посмотреть, «что будет со страной в марте».

В Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) осенью приступили к обучению около 1000 человек, сообщил ректор школы Сергей Мясоедов. «Из них 15 попросили отсрочки платежа, четверо ушли, сказав, что неплатежеспособны, — вот и все влияние кризиса», — рассказывает он. Отказались в последний момент от обучения по программе Part-time EMBA бизнес-школы Vlerick в России кандидаты, работающие в финансовом секторе, а также в сфере недвижимости, девелопмента и ритейла, говорит Анастасия Коршунова, представитель Vlerick в России. Причем большинство из них планировало обучение за корпоративный счет. Отказались от обучения и около 5% кандидатов на EMBA-программу Стокгольмской школы экономики — те, кто рассчитывал на поддержку компаний, знает ее представитель Анна Измаилова.

ЕСЛИ НАСТУПИТ ЗАВТРА

Маргарита Перепелица, директор центра международных программ Московской школы социально-экономических наук АНХ при правительстве РФ (совместная с бизнес-школой Kingston программа), считает, что первыми со снижением спроса столкнутся русскоязычные программы, поскольку на них значительная часть слушателей обучается за счет работодателей, а они сейчас сокращают расходы.

Всего, по данным компании Begin Group, работодатели платят примерно за треть из 5000 слушателей, ежегодно начинающих обучение по программе МВА в России.

В разгар кризиса, по данным последнего обзора Price­waterhouse­Coopers (PwC), около 62% компаний планируют сократить расходы, связанные с обучением и развитием персонала. В школах бизнеса ожидают падения спроса как раз в сегменте корпоративных слушателей.

Падение в 20-30% — минимальный уровень, уверена Маргарита Перепелица. А Сергей Мордовин ожидает снижения спроса на 50%, причем на все типы программ, и прогнозирует существенный передел рынка. «Кризис изменит рынок, уйдут середнячки (цена программы — до 15 000 евро), останутся только дорогие рейтинговые и самые дешевые программы (стоимостью до 5000 евро)», — считает он. Сергей Мясоедов, напротив думает, что дешевые программы исчезнут с рынка первыми, а рейтинговые станут более востребованными.

Результаты набора в январе подтверждают эти прогнозы: в конце месяца началось обучение по двум наиболее дорогим программам в России — совместной EMBA-программе HEC Paris и ВШМ СПбГУ (по 38 000 евро за 18 месяцев обучения заплатили 23 человека) и диплом EMBA в «Сколково» (по 90 000 евро за 18 месяцев, 24 человека). Повышенный интерес к рейтинговым программам традиционен в период кризисов, говорит ректор ВШМ СПбГУ Валерий Катькало, поскольку люди более внимательно относятся к своим деньгам и качеству программ.

Галина Немченко, партнер рекрутинговой компании Antal Russia, считает, что работодатель ценит опыт выше любого, даже самого престижного образования: «Степень MBA может стать решающей для кандидата, только если в остальном он обладает таким же опытом, как его конкурент». Но дорогие EMBA-программы любят топ-менеджеры и собственники бизнеса, которым часто не нужно искать работу.

Что делать

Чтобы выжить, школы должны сделать свою программную политику более клиентоориентированной, считает Алла Жаворонкова, директор по работе с зарубежными клиентами Begin Group. А индивидуальный клиент в первую очередь недоволен высокой ценой на обучение, считает первый проректор бизнес-школы «Синергия» Светлана Жильцова. Российский диплом MBA ежегодно дорожал на 10-20% и к осени 2008 г. стоил 400 000-550 000 руб., западный — до 1-2 млн руб.

Это высокая цена, гораздо менее доступная, чем после кризиса 1998 г., когда рост интереса к бизнес-образованию был огромным, вспоминает Анастасия Коршунова, представитель Vlerick в России.

На 5-20% снизила цены ИБДА в зависимости от даты оплаты «в честь 20-летия школы», говорится на сайте школы. Но большинство участников рынка считают, что для сохранения репутации лучше просто не повышать цены. Об этом уже объявил факультет инновационно-технологического бизнеса АНХ, говорит представитель факультета Елена Хасьянова, вместо этого возможно фиксирование цены в условных единицах.

Не изменятся цены и в Стокгольмской школе экономики, действующие с осени 2007 г., — 33 000 евро за программу, говорит представитель школы Анна Измаилова.

Категорически против снижения цен и ректор ВШМБ Леонид Евенко. В качестве антикризисной меры эта школа планирует продавать фрагменты MBA-программ как самостоятельный продукт. Например, модуль по маркетингу стоит около 60 000 руб. и длится около двух месяцев. На такие меры ВШМБ пошла после того, как не удалось набрать группу на EMBA с началом занятий в январе 2009 г.

Ольга Андреева, ректор Всероссийской академии внешней торговли при Минэкономразвития РФ (ВАВТ), также считает, что надо расширять продуктовую линейку. ВАВТ подготовила несколько краткосрочных программ, которые помогут школе пережить кризис. Сейчас есть несколько трехмесячных курсов (180 часов) за 60 000 руб., а также сокращенная по времени и цене программа MBA «Стратегический менеджмент» для людей с высшим экономическим, финансовым и управленческим образованием — 14 месяцев за 260 000 руб. вместо 24 месяцев за 420 000 руб. Заявок на сокращенную программу вдвое больше, чем на традиционную, говорит Андреева.

На краткосрочные курсы и более практикоориентированный формат делают ставку в школе бизнеса МИРБИС. «Например, мы создали модульную краткосрочную программу по управлению в кризис. Занятия должны начаться в феврале, поэтому выводы о ее востребованности сделаем позже», — говорит Елена Бешкинская, первый проректор МИРБИСа.

Большие деньги

Осенью 2008 г. 22 человека было набрано на обучение по программе MBA в школе бизнеса «Синергия». Все они работают на московских предприятиях малого и среднего бизнеса и заплатят за обучение по 84 000 руб. вместо стандартных 480 000 руб. Остальное частично внесет Департамент поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы и Московский фонд подготовки кадров, говорит директор по маркетингу «Синергии» Ксения Балашова. Всего таких групп планируется три.

Крупным заказчиком ВАВТ недавно стало Минэкономразвития РФ. «Осенью 2008 г. мы выиграли тендер на программу повышения квалификации торгпредов министерства за рубежом, — говорит Андреева. — Сейчас мы участвуем еще в одном министерском тендере. Если мы выиграем, то получим 650 студентов. Это обеспечит нас работой как минимум на год, поскольку обычно в школе обучается 400-450 человек».

В условиях кризиса выиграют школы, с которыми сотрудничают крупные госкомпании — практически единственный оставшийся заказчик на рынке, уверен Мордовин из PwC. Например, группа компаний «Газпром добыча Ямбург» попросила ИМИСП набрать дополнительную группу из 25 человек для обучения на корпоративной программе МВА базовым навыкам управления в кризис. Сбербанк и РЖД заказали краткосрочную программу для руководителей в ВШМ СПбГУ, говорит Катькало. По его информации, интерес к такого рода программам проявляют и другие крупные госкорпорации, что открывает новые перспективы для всего рынка и требует более гибкого подхода к работе с клиентами от бизнес-школ.



Обсудить на форуме (0)

Ведомости №17, 2009-02-16
 


 
     
© 2004-2018 mba today, связь с нами. Перейти в начало сайта.