mba

Executive MBA в России

Культовый тезис "учиться, учиться и еще раз учиться" теряет иронический оттенок. Чтобы оставаться конкурентоспособными, вновь садиться за парту приходится даже топ-менеджерам и собственникам, занятым и вполне успешным. Они нуждаются в систематизации имеющихся знаний и в получении новых, передовых и практических. Бытует мнение, что такие люди должны повышать квалификацию в ведущих западных бизнес-школах. Но при этом очень немногие решаются на подобный шаг. Во-первых, не хотят выпадать из привычной жизни, рабочей и семейной, на год-два. Во-вторых, по данным исследования, проведенного компанией Begin среди потенциальных слушателей MBA-программ из стана "топов", только 1% готов потратить на обучение более $100 тыс., иными словами, оплатить долгосрочный курс в авторитетном учебном заведении на Западе. Но и классический российский MBA для этой аудитории малопривлекателен: главная причина - неоднородный состав слушателей, опытным бизнесменам неинтересно учиться вместе со вчерашними студентами или рядовыми менеджерами. Логичный выход - отечественный Еxecutive МВА (англ. executive - принадлежащий к структурам исполнительной власти, управленческий, президентский), программа, "заточенная" именно под руководителей высшего звена. По данным Begin, 39% опрошенных не видят для себя альтернативы, 20% - надеются на разнообразные тренинги, а 18% - все еще верят во второе высшее образование.
Характеристики и мотивы. "Ф." попросил представителей местных бизнес-школ обрисовать портрет "среднестатистического" слушателя ЕМВА. Получился мужчина сорока лет, собственник малого и среднего бизнеса или топ-менеджер крупной российский компании, в 80% случаев - москвич. Высшая школа международного бизнеса (ВШМБ) АНХ выделила отраслевую принадлежность: 41% представляет производство, 32% - розничную торговлю, 14% - строительство и недвижимость, 9% - финансы, 4% - прочее.

Чего "топы" ждут от программы Еxecutive МВА, помимо пресловутой систематизации собственных знаний? Дельных советов по решению конкретных бизнес-проблем и приобретению полезных контактов, в том числе международных. Некоторые подумывают о смене сферы деятельности. Есть и более "легкомысленные" предпосылки, например знакомство с интересными людьми. Даже у успешных бизнесменов, что любопытно, сильны такие "классические" мотивы, как развитие карьеры и возможность увеличения дохода после получения степени.

Самого лучшего сорта. Российские бизнес-школы, не избалованные спросом, чутко прислушиваются к пожеланиям потенциальных слушателей, понимая, что конкурентоспособность ЕМВА напрямую зависит от высокого должностного уровня аудитории. "Темпы роста в этом сегменте достаточно высоки. Только в Москве в год появляется три-четыре новые программы, - утверждает руководитель образовательного проекта Begin Алла Жаворонкова. - Школы уделяют большое внимание студенческому составу. Если в группу случайно попадает хотя бы один человек, чей уровень не соответствует формату, это может заметно снизить эффективность общения и обмена опытом". Например, Институт бизнеса и делового администрирования АНХ предъявляет серьезные требования к профессионализму "абитуриентов": рабочий стаж должен быть не менее семи лет, управленческий - не менее пяти. В школе бизнеса "Мирбис" с каждым слушателем проводится индивидуальное собеседование, выявляющее управленческий и личностный потенциал. В ВШМБ АНХ на ЕМВА принимают исключительно гендиректоров и собственников.

"Как такового конкурса нет, но существует жесткий отбор, учебный год начинается только тогда, когда набирается достаточное количество человек, удовлетворяющих нашим требованиям, - рассказывает руководитель программы Еxecutive МВА "Мирбис" Александр Сергеев. - Мы настаиваем: все слушатели должны быть руководителями по меньшей мере группы подразделений, т. е. иметь опыт решения кросс-функциональных проблем. Если кандидаты не соответствуют требованиям, мы рекомендуем им поступать на обычную программу - это принципиально". А в Международном банковском институте (МБИ) поступающие заполняют специальную анкету, которая дает исчерпывающий ответ на многие, в том числе психологические вопросы. "Полученные сведения говорят о зрелости кандидата и его готовности к этой программе, - объясняет декан факультета международных и магистерских программ МБИ Татьяна Лебедева. - Мы учитываем, что во многих банках, особенно иностранных, негромкие названия должностей могут не соответствовать серьезным полномочиям. В отличие от "звания" гендиректора, которое всегда звучит, при этом на предприятии может быть всего два сотрудника".

Содержание для личности. Набор основных дисциплин на EMBA тот же, что и на обычной программе. Здесь и общий менеджмент, и корпоративные финансы, и маркетинг, а также бухучет, деловая этика, непременное лидерство. И знакомство с тонкостями международного бизнеса и фондового рынка. Но меняется угол изучения проблем, глубина подачи материала. Профессионализм слушателей позволяет рассматривать материал на стратегическом уровне, не размениваясь на нюансы и детали, жизненно необходимые неопытным слушателям МВА. "Для тех, кто занимает высокие руководящие позиции, актуальны вопросы общемирового бизнеса, системного управления предприятием, поэтому в программу включены стратегические дисциплины, касающиеся глобализации и кросс-культурного взаимодействия", - рассуждает заместитель проректора по международным проектам Института экономики и финансов "Синергия" Вадим Афанасьев.

Многообразие потребностей взыскательных студентов призваны удовлетворить курсы по выбору, которые, как правило, имеют узкую практическую направленность, чем и ценны. "Программа имеет общую направленность, мы осознанно ушли от узких специализаций, - говорит замруководителя программы ЕМВА ВШМБ Елена Лидэ. - Из 32 курсов по выбору студент формирует свой индивидуальный план. Мы регулярно проводим анкетирование и, реагируя на потребности слушателей, вводим новые дисциплины".

В рамках Еxecutive МВА традиционно много внимания уделяется проблеме личностного роста руководителя, а также его умению работать в команде. К примеру, в МБИ студенты даже дипломные работы пишут вдвоем. Идея, принадлежавшая шведским коллегам, поначалу казалась неудачной: в институте не верили, что двух лидеров можно заставить написать одну работу. Но, как показала практика, эксперимент удался. "Усилия не проходят даром: впоследствии наши выпускники становятся настоящими друзьями, берут друг друга на работу и организовывают совместные предприятия", - с гордостью отмечает Татьяна Лебедева.

Исключительные формы. Чтобы привлечь "топов", бизнес-школы готовы не только ужесточать отбор и изменять содержание программы, но и оперативно реагировать на другие требования, в частности, внедрять новые формы обучения. "В течение трех лет нам вполне хватало вечерней формы, рассчитанной на москвичей, - сообщает Александр Сергеев из "Мирбиса". - Потом у нас обнаружились "экзотические" слушатели: для того чтобы учиться на EMBA, они прилетали в Москву на выходные даже из Тюмени. С этого года мы ввели модульную форму, которая значительно упростила жизнь региональных студентов: теперь они приезжают через каждые два месяца на пять учебных дней".

Для "избранных" школы готовы делать практически любые организационные исключения. Они идут навстречу артистам и звездам спорта, связанным контрактом. Например, в МБИ учится известный фигурист, график которого совершенно непредсказуем, для него составляется индивидуальный план обучения: он посещает занятия, когда у него появляется время.



Обсудить на форуме (4) по материалам Rokf.ru, 2007-08-28

mba
mba