Предпринимательство как способ мышления
В период экономики знаний успех в бизнесе связан с эффективным управлением
талантами и знаниями работников и клиентов. Конечно, знания и навыки важны все
больше, но еще более важно умение думать, анализировать, находить выход в любой
ситуации, быть свободным от стереотипов прошлого опыта. О том, что дают
слушателям разные формы МВА, специально для www.begin.ru рассуждает Людмила
Мургулец, вице-президент Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге.
Как Вы считаете, какая форма обучения на программе МВА сегодня
пользуется наибольшим спросом в мире?
Все форматы программ МВА имеет свою аудиторию.
Программы full-time MBA, дистанционные программы MBA, Executive MBA – это не
товары-заменители, а продукты, удовлетворяющие различные потребности людей.
Несколько лет назад наблюдался спад интереса к программам full-time, связанный,
в частности, с различными ожиданиями слушателей и рекрутерами, но сейчас
ситуация меняется и популярность становится стабильной. С развитием технологий,
а также с большим распространением этого формата дистанционные программы
становятся все более эффективными – и начинают цениться как среди студентов, так
и среди нанимателей. Востребованность программ EMBA также растет и очень быстрым
темпом. Эти программы заполнили уникальную нишу – возможность обучения для тех,
кто имеет большой опыт в бизнесе и хочет продолжать работать, в то же время
осмысливая накопленный опыт.
Насколько востребованы сегодня дистанционные
программы МВА (в чистом виде и в симбиозе с другими формами
обучения)?
Они
востребованы и в чистом виде, и особенно в сочетании с работой в реальном
режиме. Новые технические возможности (например “виртуальные классы”) и уже
большая привычность этих программ способствует их распространению, и это хороший
способ пополнить свой багаж знаний для людей, обладающих большой самодисциплиной
и дефицитом времени. Это очень эффективный метод обучения, так как дистанционные
учебные программы обычно более стандартизованы, меньше зависят от качества и
доступности хорошего преподавателя. Так, у нас в школе один блестящий шведский
преподаватель по финансам записал свою программу, так как у него не было времени
и желания часто ездить в другие страны. Теперь блестящий курс финансового
менеджмента можно проходить много раз, повторяя невозможные для быстрого
понимания показатели и формулы. Кроме того, обычно дистанционные программы
дешевле по издержкам для школы и для студентов.
Слушатели дистанционных программ получают знания, но
их опыт и полученные навыки и возможности отличаются от того, что получают
участники других программ. По опросу студентов Стокгольмской школы экономики,
одним из самых важных факторов привлекательности обучения в школе является
возможность работать в команде, расширять свой круг общения и обмениваться
опытом с другими участниками группы. Непосредственное общение "лицом к лицу"
имеет тот эмоциональный и энергетический компонент, который пока невозможно
передать технически.
Вы
согласны с утверждением, что только full-time MBA – это настоящее
бизнес-образование? И может ли традиционная full-time-программа длиться один год
вместо традиционных двух?
Нет, бизнес-образование бывает разным. Главная
характеристика образования – изменение качества мышления. В десятке лучших
программ full-time MBA есть программы продолжительностью как один, так и два
года. Что лучше? Обычно программа одного года более "дженералистская",
обобщенная, обучающая основам анализа ситуации и принятия решений. За два года
удается дать больше дополнительных знаний, взаимосвязей разных предметов между
собой. Кроме того, в 2-летних программах больше внимания уделяется развитию
лидерских качеств и предпринимательству. Так, программа в HBS, с которой я имела
счастье близко познакомиться в прошлом году, буквально "натаскивает" своих
студентов на решении разнообразных кейсов. Навыки оценки бизнеса и анализа
различных сценариев его развития становятся отработанными до автоматизма. Это
прекрасно для молодых людей, у которых еще недостаточно своего опыта в бизнесе и
в жизни.
Сейчас наступил период
экономики знаний, где успех в бизнесе связан с эффективным управлением талантом
и знаниями работников и клиентов. Конечно, знания и навыки важны все больше, но,
на наш взгляд, еще более важно умение думать, анализировать, находить выход в
любой ситуации, быть свободным от стереотипов прошлого опыта. Знания очень
быстро меняются и устаревают. Вспомните, что мы считали абсолютно верным 5–10
лет назад? А верно ли это сейчас? Думаю, что наши знания устаревают даже в
течение одного года. Поэтому мы используем провокационный способ обучения,
который заставляет наших слушателей думать самостоятельно, принимать разные
точки зрения и мнения, реализовывать свой лидерский
потенциал.
За
последнее время претерпела ли какие-либо изменения такая форма обучения, как
Executive MBA?
Нет,
принципиально формат не изменился. Для всех программ МВА и EMBA увеличивается
значение личностного роста и раскрытия лидерского потенциала. Опыт зрелых людей
в ЕМВА показывает, что только хорошего образования и специальности еже
недостаточно. Важность для программ EMBA приобретает предпринимательство как
способ инновационного мышления. Развитие творческих способностей,
ответственности за принятые решения, формирование готовности к риску и
неожиданным поворотам становятся все актуальнее во всех программах МВА, но
особенно это актуально для взрослых и опытных людей. Они уже понимают, как важно
управлять своей жизнью, личной эффективностью и хотят научиться этому. Для
эффективного обучения у них уже есть жизненный опыт.
Еще одна тенденция привнесена глобализацией.
Теперешним людям бизнеса придется работать с представителями разных
национальностей, в разных странах и в условиях разных культур, поэтому так важно
становится изучение кросскультурных различий.
Как Вы считаете, какая форма обучения в западной
бизнес-школе оптимальна для российских
руководителей?
Это
очень зависит от личных целей, приоритетов и возможностей каждого. Кроме того,
это зависит от финансовых и временных ресурсов. Самый важный вопрос – это вопрос
географического приоритета. Для работы в России лучше всего получать образование
в России, но это образование должно быть на уровне лучших мировых
стандартов.
Вы можете
дать прогноз – как будут меняться формы обучения на программах МВА и какие из
них будут пользоваться наибольшим спросом?
Принимая решения об обучении на программе МВА,
формате, времени, школе и т.д., поступающие выбирают свой набор приоритетов,
предполагаемых результатов, затрат как материальных, так и нематериальных,
соответственно все формы обучения имеют свои перспективы. Если говорить об
Executive Education в целом, все большую актуальность приобретают Advanced
Management Programs, позволяющие руководителям получить в сжатые сроки глубокое
понимание отдельных аспектов управления от лучших специалистов в этих
областях.
При этом лидерство,
инновационное мышление, предпринимательство становятся самыми важными разделами
всех программ МВА. Эффективное
обучение менеджменту в настоящий момент связано с "обучением действием" (action
learning) и процессным подходом, когда программа сфокусирована на конкретную
личность, команду и бизнес-слушателей. Это должны быть не абстрактные знания и
кейсы, а живой опыт анализа себя, своего окружения и деятельности – опыт
принятия решения и действия в условиях реальной жизни.
Обсудить на форуме (0)
begin.ru, 2007-04-11
|
|

|
|