mba
mba
MBA: to play or not to play?
аналитика, статьи, бизнес образование, mba, MBA: to play or not to play?
     
 
MBA: to play or not to play?

 Другие статьи
 

MBA: to play or not to play?

Продвинутые методики обучения - case-studies, тренинги, ролевые игры - в отечественных бизнес-школах часто не воспринимаются слушателями, привыкшими прилежно записывать лекции за профессором. Более трети из них относятся к интерактивным занятиям настороженно. Как же преподавателям удается "растопить лед" в аудитории?

Портрет учебной группы

Как показывает мировой опыт бизнес-образования, научиться принимать управленческие решения можно лишь на практике. В российских школах бизнеса качественными считаются программы МВА, где интерактивные занятия составляют не менее 60% аудиторного времени. Однако именно эта форма подачи учебного материала порой вызывает недоумение у слушателей. Во-первых, мешают стереотипы, сложившиеся еще в вузе: слушай профессора, не будь выскочкой, сдай экзамены, и: диплом обеспечен. Во-вторых, далеко не каждый взрослый человек легко согласится "играть по чужим правилам": примерять на себя разные управленческие роли, пытаться найти выход из смоделированной ситуации.

Тем не менее, как считает Сергей Мясоедов, ректор Института бизнеса и делового администрирования АНХ, за последние 4-5 лет степень психологической готовности аудитории к интерактивным занятиям возросла. "Впрочем, наиболее восприимчивы к западным методикам преподавания слушатели совместных программ Executive MBA, работающие, как правило, в зарубежных компаниях и говорящие на нескольких языках, - отмечает он. - Многие из них участвовали в тренингах во время корпоративного обучения до поступления в бизнес-школу".

60-65% аудитории программ МВА психологически открыты для интерактивных занятий. Для них игра - это соревнование, возможность проявить лидерские качества.

20-25% - полупассивные участники, предпочитающие посмотреть со стороны на общую дискуссию, и, возможно, вставить несколько реплик. Они не до конца верят в серьезность происходящего, не стремятся к активному участию.

10-15% - это неформальные лидеры, несогласные с мнением большинства, но всегда готовые высказать свое мнение в альтернативном докладе.

5% слушателей демонстрируют, что интерактив - потеря времени. Они подсознательно сопротивляются учебному процессу.

Тимур Гафитулин, директор образовательных программ Русской Школы Управления, уверен, что главный фактор, определяющий активность участника, - это его личная установка, с которой он приходит на тренинг. "Хорошо, когда в группе собирается некая критическая масса "положительно заряженных" людей, готовых выполнять задания, говорит г-н Гафитулин. - Тогда вся группа становится энергичной, происходит активное общение участников друг с другом и с преподавателем".

Роль преподавателя

По мнению Сергея Мясоедова, преподаватель, прежде всего, должен объяснить слушателям, что интерактив - это апофеоз бизнес-образования, что вся теория, которая давалась на предшествующих занятиях, вела их к тренингу, к ролевой имитации или к обсуждению case-studies. "Тринадцать лет назад, обучаясь на двухмесячной летней программе для руководителей компаний в Wharton Business School, я сам не верил в действенность практических методов и искренне возмущался, когда мне предлагали обсуждать, скажем, проблемы вывода сталелитейной промышленности Южной Африки на европейский рынок, - вспоминает он. - Уже забылись классические лекции, но я до сих пор помню интересные находки в ходе тех учебных дискуссий".
Бизнес - не математика, найти однозначно правильное решение здесь невозможно. Когда группе дается задание без четко прописанного плана действий, обязательно находятся слушатели, которые начинают говорить: "Зачем все это, если не ясен конечный результат? Мне нужно определить цели и задачи". Преподаватель объясняет, что в условиях реального бизнеса нужно уметь идти через неизвестное и оперативно реагировать на изменения, уметь слушать не только себя, но и своих коллег.

Поддержка преподавателя особенно важна для неактивных людей. "Если вовремя подхватить мысль участника, который не умеет или не желает отстаивать свою точку зрения, дать ему возможность раскрыться, то через какое-то время "лед тает" и он включается в процесс", - делится опытом Тимур Гафитулин. Кроме того, нередко приходится ограничивать выступления чрезмерно активных слушателей. "Каждый участник должен иметь возможность заявить о себе, - считает г-н Гафитулин. - Это именно та ситуация, когда 20% усилий приносят 80% результата. Если в группе создается комфортная атмосфера, то и общая результативность программы повышается".

Интерактив - подготовка к жизни

По мнению Элеоноры Вергилес, директора Института магистерской подготовки МЭСИ, чем больше учебных ситуаций разберет слушатель, тем больше управленческих навыков он получит. "С точки зрения преподавателя, участник программ МВА - это руководитель со своим стилем управления, - говорит она. - Как известно, стиль складывается из темперамента личности, к которому добавляется характер. В ходе обучения слушатель получает возможность понять, какой стиль поведения ему присущ; осмыслить, с чем связаны его основные ошибки и как можно их подкорректировать".

Согласно классификации американских ученых Р. Блейка и Дж. Мутон, существует 81 стиль поведения руководителя, среди которых выделяется пять подходов: "сверхлиберальный", "менеджмент приказа", "объединяющий менеджмент", "коллективный менеджмент" и "гуманный организационный менеджмент". "Интересно, что в каждой учебной группе можно найти примерно пропорциональное число слушателей, демонстрирующих эти стили, - рассказывает Элеонора Вергилес. - И когда для проведения ролевых игр группа делится на подгруппы по 5-8 человек, слушатели часто сами выбирают партнеров своего типа". Задача преподавателя в этом случае состоит в том, чтобы научить менеджеров менять стиль поведения в зависимости от ситуации.

Каждая российская бизнес-школа стремится разрабатывать оригинальные тренинги и кейсы, подготавливать преподавателей, способных вести занятия на высоком уровне. Но центральными фигурами обучения являются сами слушатели, и успех каждой отдельной программы во многом зависит именно от их готовности к восприятию прогрессивных методик.



Обсудить на форуме (0)

Элитный персонал, 2006-12-21
 


 
     
© 2004-2018 mba today, связь с нами. Перейти в начало сайта.