mba

Кому он нужен, этот MBA?

Master of Business Administration - наиболее престижная степень в бизнес-образовании, появившаяся в Америке в начале ХХ в. и признаваемая сегодня во всем мире. Особенностями MBA являются ориентация на практический опыт и охват различных областей управления. Теории в общей структуре курса отводится сравнительно небольшое место - основное внимание уделяется работе с "реальными" ситуациями (case-studies).

Специализация MBA-программ

Помимо стандартной MBA-программы по общему менеджменту (General Management) в последнее время распростране-
ние получили специализированные курсы MBA. Условно их делят на две группы: отраслевые (например, банковское дело, строительство, нефтегазовый сектор) и функциональные (финансы, маркетинг, логистика и т. д.). Отраслевые программы в основном создаются под заказы крупных компаний. В России, кроме General Management, представлены также профильные программы по финансам, IT, логистике, маркетингу, HR. Из отраслевых программ на российском рынке присутствуют MBA со специализацией в области управления недвижимостью, гостиничного и туристического бизнеса. На Западе акцент делается не на разнообразии программ, а на том, как зарекомендовала себя школа в определенных направлениях обучения. "Западная школа может позволить себе содержать серьезный штат профессоров, ведущих исследования во многих областях. За счет этого в рамках стандартной MBA-программы студентам предлагается больше курсов по выбору, - поясняет менеджер проектов крупной российской компании.- В России бюджеты школ скромнее, штат преподавателей меньше, поэтому выгоднее сразу набирать группы, которые целиком проходят или общую, или специализированную программу".

Существуют также программы Executive MBA (EMBA), которые в российском варианте мало чем отличаются от стандартных MBA. На Западе EMBA рассчитана на топ-менеджеров с солидным профессиональным опытом. Занятия по такой программе проводятся без отрыва от работы, а стоимость обучения обычно выше, чем при получении MBA.

Бизнес-школы и дипломы

Раньше единственным способом получить западный диплом MBA было отправиться на обучение за границу. Сегодня существуют программы, разработанные совместными усилиями западных и российских бизнес-школ, которые позволяют студентам получить диплом западного образца, не выезжая из страны и экономя значительную сумму денег. В основе таких совместных программ лежит западный учебный курс, адаптированный к российской специфике, в том числе и в части case-studies. Как правило, обучение ведется на русском языке отечественными преподавателями, но знание делового английского языка необходимо.

Многие российские бизнес-школы используют отечественные программы, но при этом контрольные работы и дип-
ломный проект отправляются для проверки в западную бизнес-школу. По окончании курса выпускник получает дипломы
российского и западного образцов.

Существует также ряд школ (например, Американский университет бизнес-администрирования), которые предлага-
ют адаптированные американские программы MBA, включающие американские кейсы. Преподавание ведется на английском языке, выпускники получают западный диплом. Конечно, выданный по окончании совместной программы западный диплом - слабый конкурент аналогичному документу, полученному после обучения в западной школе.

Специалисты отмечают, что совместные программы с российскими школами имеют университеты, не являющиеся
"топовыми" на Западе (за исключением, например, Стокгольмской школы экономики). Поэтому если для кандидата
важны не только западный диплом, но и бренд университета из первой десятки, то обучение за рубежом остается единственным вариантом.

Рейтинги российских бизнес-школ начали появляться относительно недавно. В российских рейтингах ориентироваться сложнее, чем в западных, по причине использования различных методик, отсутствия достаточной статистической базы по выпускникам и др.
В целом во всех известных исследованиях в первую тройку вошли:
- Высшая школа международного бизнеса АНХ при Правительстве РФ;
- НОУ "Московская международная высшая школа бизнеса "МИРБИС"";
- Высшая школа корпоративного управления АНХ при Правительстве РФ.

Высшая школа бизнеса МГУ первой среди российских образовательных учреждений вошла в международный рей-
тинг, составленный по итогам 2004 г. консалтинговой компанией QS TopMBA. В списке европейских школ она заняла
36-е место. Все учебные заведения в рейтинге QS TopMBA были разбиты на четыре группы по регионам: Северная Америка, Европа, Азия и Тихоокеанский регион, Латинская Америка. Рейтинг строился на основе опросов HR-менеджеров и рекрутеров.

Формы и условия обучения

При выборе формы обучения соискателям предлагаются са
мые разнообразные варианты. Очная форма (full-time) предполагает погружение в учебный процесс с полным отрывом от работы. Продолжительность обучения в американских бизнес-школах обычно составляет два года, в европейских - год. Но есть и двухгодичные программы, например в London Business School. Занятия по варианту full-time проводятся в аудиторных группах и занимают около десяти часов в день или даже больше, если речь идет о европейских школах, таких как INSEAD. В последнее время как в России, так и на Западе большой популярностью пользуются вечерние и модульные MBA-программы: в динамичных современных условиях менеджеры не хотят оставлять работу и полностью посвящать себя учебе на целый год или даже два. Модульные программы удобны слушателям из других стран или городов. Курс построен так, что студенты учатся дома без отрыва от работы, а в школу приезжают по расписанию для посещения занятий и сдачи экзаменов. Вечерние программы, так же как и модульные, позволяют проходить обучение без серьезного ущерба для трудовой деятельности. "Плюс такой формы занятий состоит в том, что получаемые знания можно сразу применить на практике, - говорит коммерческий директор многопрофильного производственного холдинга, слушатель вечерней программы MBA в российской школе. - Причем не просто можно, а скорее даже нужно. Поток новой информации огромен, и, если не закрепить ее на практике, большая часть вскоре забывается. Хотя, конечно, не всегда опыт и cases от преподавателей-практиков, работающих в одном секторе экономики, можно напрямую применить в бизнесе из другой области".

Ряд российских школ предлагают так называемые mini MBA-программы. Если в стандартной двухгодичной MBA поряд-
ка 1000 учебных часов, то слушатели mini MBA проходят курс за 192 часа. Подобные программы проводит Русская школа маркетинга, первая на российском рынке освоившая mini MBA. Кроме того, некоторые западные и российские бизнес-школы предлагают дистанционные программы обучения. Но в любом случае экзамены сдаются очно. Хотя если у западной бизнес-школы в нашей стране есть партнер, то сдача экзаменов может проводиться в России.

Стоимость

Стоимость обучения в западных и российских бизнес-школах может различаться в несколько раз. Соискателю степени MBA в России потребуется вложить в свое образование в среднем около 11-13 тыс. долл. Получение MBA на Западе в зависимости от университета и рограммы стоит от 20 до 100 тыс. долл. Помимо прямых расходов на обучение есть и косвенные - оплата медицинской страховки, питания, учебников и пр. При варианте full-time их сумма может составить от половины до полной стоимости годовой оплаты за обучение. Далеко не каждый может себе это позволить. Однако эксперты советуют не поддаваться панике: расходы можно компенсировать за счет кредита на обучение, гранта от специального фонда или стипендии бизнес-школы. Кредиты - наиболее распространенный способ оплаты обучения, используемый многими студентами. С 1995 г. в Европе действует программа Investing in an International MBA Loan Program, созданная Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и голландским ABN Amro Bank. Ряд европейских школ реализует собственные программы обучения студентов в кредит на основе соглашений с крупными банками. В Америке многие бизнес-школы сотрудничают с Citibank, благодаря чему и здесь обучение в кредит не является проблемой. Помимо этого, некоторые школы разработали собственные программы кредитования студентов. Основным условием для получения кредита по таким программам является зачисление абитуриента в бизнес-школу. Удобно и то, что студент освобождается от выплат по кредиту на весь срок обучения плюс 3-6 месяцев после его окончания. В России кредитование студентов также становится популярным.

Банки обычно предлагают образовательные кредиты без привязки к конкретным бизнес-школам, но и те и другие стремятся заключать партнерские соглашения, позволяющие предоставить студентам выгодные условия кредитования.

Как поступить?

Чем выше рейтинг западной бизнес-школы, тем более серьезные и жесткие требования выдвигаются к поступающим. Зато прошедшие это испытание могут быть уверены, что будут учиться в группе слушателей с одинаково высоким уровнем подготовки. Для многих соискателей MBA возможность такого общения и создания новых бизнес-связей является одной из важнейших причин, по которой они пришли в учебные аудитории. Набор основных документов для поступления стандартен. Абитуриенту необходимо заполнить анкеты, написать эссе и представить рекомендации. Но могут потребоваться и дополнительные документы (например, резюме). Наличие высшего образования является обязательным условием для поступления на MBA-программу. Некоторые бизнес-школы могут выдвинуть условия в отношении минимального опыта или стажа работы на управленческих должностях и т. п. Кроме того, в западных бизнес-школах при поступлении необходимо будет сдать тест GMAT (иногда и TOEFL), а в качестве следующего этапа отбора может быть проведено интервью.

Заполнение анкет - это кропотливая работа, особенно если вы решили отправить документы в западную бизнес-
школу, и не в одну, а в несколько. Поступающие могут воспользоваться специальными интернет-сайтами и off-line ком-
пьютерными программами, которые позволяют упростить заполнение анкет и сэкономить время. Написание эссе является одним из важнейших этапов поступления (не зря в отношении этого процесса создано так много рекомендаций!). Фактически это сочинение по особым правилам, в котором кандидат раскрывает поставленную перед ним тему. Кандидат может обратиться в компанию, которая консультирует поступающих на программу MBA. Здесь ему окажут помощь в выборе бизнес-школы, написании эссе, подготовке к тестам GMAT и TOEFL. В России подобные услуги оказывают, например, компании MBAconsult, Pericles ABLE Project.

Российский диплом государственного образца по программе MBA на сегодняшний день имеют право выдавать около 30 бизнес-школ, отобранных Министерством образования РФ. Их деятельность по обучению менеджеров на степень MBA регулируется "Государственными требованиями к подготовке менеджеров высшей квалификации по программам "Мастер делового администрирования (MBA)"".

А зачем мне MBA?

Главные вопросы, которые задают желающему получить MBA, звучат так: зачем Вам необходим диплом MBA? Какие
профессиональные цели Вы перед собой ставите? Основные причины, по которым принимается решение о поступлении
на программу MBA, - это желание систематизировать и пополнить свои знания, получать более высокую зарплату, завязать новые связи в бизнес-среде, обеспечить карьерный рост по своей специальности (или перейти в другую отрасль). "Работая в западной консалтинговой компании, я видел разницу между теми, кто получил степень MBA и кто ее не получил, - говорит российский выпускник London Business School. - Поступая на программу, я думал, что главное - это знания. Но в процессе обучения понял, что важнее network, то есть связи, которые приобретаешь в бизнес-школе". Сегодня во многих российских и западных компаниях при приеме на серьезные должности MBA все чаще указывается как желаемое условие (но не обязательное в большинстве случаев). "Существует много российских фирм, которые хотят видеть на руководящих позициях людей с западным MBA, - говорит менеджер проектов крупной российской компании. - В то же время некоторые отечественные организации, наоборот, предпочитают брать сотрудника с российским MBA, поскольку зарплатные ожидания выпускников западных школ для них могут оказаться слишком высокими". Только определив карьерные цели, можно приступить к выбору - получать степень в России или на Западе, в какой школе, по какой форме обучения и т. д. Не секрет, что западный курс MBA ориентирован на международный бизнес, в то время как российские школы готовят к работе по преимуществу в отечественных условиях. Если соискатель планирует работать в крупной консалтинговой компании или investment
banking, ему лучше получить MBA в "топовой" западной школе, но если он собирается работать в российской компании, то, конечно, дешевле и эффективнее будет пройти обучение в отечественной бизнес-школе. Стоит ли степень MBA потраченных на нее денег, времени и сил? Окупается ли она с точки зрения карьерного роста?
Однозначно оценить, насколько MBA влияет на профессиоальное развитие студента, невозможно. Поскольку на эту
программу в основном идут амбициозные и целеустремленные люди, сложно сказать, что больше повлияло на успех вы
пускника - его опыт, активная жизненная позиция, умение преподнести себя или степень, полученная в престижной за-
падной школе. Если же человек благодаря MBA сменил от расль или специализацию, можно вполне объективно гово-
рить о том, что окончание бизнес-школы повлияло на его карьерный рост. В западных рейтингах в качестве одного из показателей качества обучения часто приводятся данные о средних окладах выпускников той или иной школы до и после получения MBA. Например, согласно рейтингу Financial times, по итогам 2004 г. рост окладов выпускников бизнес-школ из топ-10 составил от 124 до 196%.

Для России подобные рейтинги создать пока достаточно сложно. Западные школы проводят серьезный отбор среди
кандидатов, и на программу зачисляются только сформировавшиеся как личности, успешные люди. Российские школы не могут позволить себе такой жесткий конкурс, и к обучению допускаются люди с самыми разными окладами, опытом
и знаниями, причем эта разница сохраняется и на выходе. Поэтому по окончании курса зарплата выпускников может
вырасти и на 30, и на 150%. Вывести средние показатели сложно.
В конце концов, не все измеряется деньгами! Многие люди, проходя обучение за границей, получают удовольствие от
возможности жить в другой культуре, путешествовать по Европе, общаться с людьми со всего мира. По сути, ведь именно для этого мы и живем.

Сколько?

Большинство специалистов и менеджеров хоть раз в жизни задумывались о получении бизнес-образования. Теми, кто
принял решение закончить бизнес-школу, движут разные мотивы, как эмоциональные, так и рациональные. Жажда самоутверждения и самореализации соседствует со стремлением к профессиональному и карьерному росту; тяга к образованию сосуществует с желанием повысить эффективность своей работы или сменить сферу деятельности.

Эмоциональный фактор зачастую играет ключевую роль в принятии решений, даже тех, которые связаны с распределе-
нием ограниченных ресурсов (денег, времени и т. д.). Но, принимая во внимание стоимость получения российского биз-
нес-образования, следует провести рациональный и как можно более объективный анализ привлекательности МВА как
инвестиционного проекта.

Итак, сколько денег можно заработать, получив МВА? Как быстро окупятся расходы? Какова краткосрочная и долгосрочная выгода от получения бизнес-образования? На Западе ответы на эти вопросы можно найти как в информационных и рекламных материалах, так и в рейтингах независимых деловых изданий, таких как Wall Street Journal, Financial Times, Business Week и т. д. У студента Гарварда или Стэнфорда нет ни малейшего сомнения в том, что он сможет зарабатывать 120 тыс. долл. в год. Средние зарплаты выпускников бизнес-школ, занимающих более низкие места в рейтингах, скромнее, но так же прозрачны. Эти цифры широко известны на западном рынке труда, и работодатели, как правило, принимают их как данность. А вот в России подобная традиция еще не сложилась, как, впрочем, и сам рынок бизнес-образования. Поэтому инвестиции в получение российского МВА гораздо труднее поддаются оценке. По мнению большинства отечественных работодателей, определяющим критерием при подборе персонала и определении компенсации сотрудников является предыдущий опыт кандидата. При прочих равных обладатель МВА может получить более привлекательный компенсационный пакет, при условии что нанимающая его компания стремится привлечь профессионалов, получивших бизнес-образование.

Бренд, связи, знания?

Бренд, связи, знания - таковы, согласно превалирующей на Западе точке зрения, приоритеты при выборе бизнес-школ.
Но могут ли эти критерии служить основой для оценки российского МВА?

"Корка диплома - это все, что дает MBA. Конечно, в бизнесе полезно уметь разговаривать на одном языке, но это не главное. Знания и связи, полученные в процессе обучения, играют очень незначительную роль", - так считает выпускник одной из наших бизнес-школ. В настоящий момент из-за наплыва различных МВА-программ российское бизнес-образование подвергается дискредитации: количество программ, имеющих положительную репутацию на рынке, невелико, а число школ, пользующихся доверием и уважением со стороны работодателей и рекрутеров, не превышает десяти.

Поэтому бренд бизнес-школы, которую вы выбираете, - это не столько престиж, сколько шанс увеличить прибыль от вашей инвестиции в образование. Некоторые выпускники таких известных в Москве школ, как ВШМБ АНХ, AIBEC, Мирбис, МГУ, ГУ, ВШЭ и Хейвард, оценили рост своей заработной платы после получения МВА в 15-60%. Рост не гарантирован даже выпускникам известных бизнес-школ, но те, кто получили степень в учреждении, не успевшем обзавестись достойной репутацией, имеют гораздо меньше возможностей увеличить свой доход.
Еще одно преимущество школ с сильным брендом -качество состава участников этих программ. Обучаясь в
одной из "топовых" школ, можно обзавестись очень хорошими связями. Большинство выпускников полагают,
что новые навыки позволили им значительно увеличить свой профессионализм, а это, в свою очередь, помогло
им занять более высокую должность или увеличить доходность собственного бизнеса.

Что касается знаний, российские бизнес-школы (как и западные, разумеется) стремятся вооружить своих студентов са-
мыми современными подходами к постановке и решению управленческих задач. Обладатели степени МВА приводят следующие варианты оценки их среднесрочного прогресса: "в разы", "на 30%", "на 50%". Цифры достаточно впечатляющие, но относиться к ним следует осторожно, поскольку не ясно, была роль бизнес-образования в данных ситуациях решающей. Далее мы проанализируем инвестиционную привлекательность российского МВА в нескольких частных случаях. Вначале проследим путь студентов, целью которых является смена функциональной или отраслевой специализации. Затем проанализируем карьеру людей, которые пришли на программу МВА, чтобы расширить свои горизонты, повысить профессионализм и подняться вверх по служебной лестнице. Наконец, небезынтересно узнать мнение топ-менеджеров и владельцев бизнеса о том, помогло ли им обучение на программе МВА в управлении предприятием?

Новый поворот

В 1996 г. Сергей закончил курс МВА в бизнес-школе Мирбис со специализацией в маркетинге и вскоре поступил на
работу в западную нефтяную компанию. Так он осуществил свою цель - сменить сферу деятельности (раньше Сергей работал в продажах). Через три года его месячная зарплата сравнялась со стоимостью обучения по программе МВА.
Олег, будучи инженером по образованию, решил получить MBA со специализацией в области финансов. Для него прин-
ципиально важно было, чтобы обучение вели западные преподаватели с опытом ведения собственного бизнеса, поэтому Олег выбрал бизнес-школу Хейвард. После одного года обучения его пригласил Enron. Одним из требований компании к кандидату было наличие MBA. В результате зарплата Олега возросла в два раза.

Мария, опытная переводчица, обладательница степени МВА со специализацией "финансы", устроилась на работу
младшим аналитиком рынка акций. Правда, рост ее дохода по сравнению с зарплатой на предыдущем месте работы ми-
нимален, но, проработав два-три года, Мария сможет рассчитывать на 50-100%-ную прибавку к жалованию.
Есть и другие случаи успешных переходов. Выпускник Физтеха, преподававший физику в Европе, не мог найти в
России адекватную с точки зрения дохода и увлекательности работу. После окончания курса MBA он получил приглашение работать в банке. Или, например, sales manager стал директором по маркетингу. Но в большинстве этих случаев реальный рост зарплаты происходил не сразу после окончания бизнес-школы, а через год-три. Стоит, однако, отметить, что сегодня выпускнику с российским МВА сделать подобный функциональный или отрасле-
вой переход будет достаточно сложно. Консультанты компании Pynes & Moerner сходятся во мнении, что российские ра-
ботодатели в первую очередь обращают внимание на наличие у кандидата релевантного опыта, а наличие специализированного бизнес-образования вряд ли сможет компенсировать его недостаток или отсутствие.

Кроме того, российское бизнес-образование мало ценится в западных компаниях. Времена, когда, получив наш диплом
МВА, можно было легко попасть в ВР или Enron, прошли. Большинство представителей иностранного бизнеса не при-
знает российский MBA, рассматривая его скорее как дополнительное или второе высшее образование. А вот российские
компании, которые хотели бы видеть среди своих сотрудников MBA-выпускников, но не имеют финансовой возможности
пригласить человека с западным дипломом, как раз могут быть заинтересованы в местном MBA.
Итак, для профессионала, стремящегося сменить специализацию, российское бизнес-образование может оказаться
неплохим вложением денег и времени. Даже если он не найдет работу по специальности, особенно в крупной россий-
ской или западной компании, он скорее всего устроится в более скромную фирму и в среднесрочной перспективе увели-
чит свой доход в полтора-два раза.

Прыгнуть выше головы

Многие менеджеры сталкиваются с нежеланием руководства продвигать их по карьерной лестнице. Одним из поводов
для подобного поведения может служить, в частности, отсутствие диплома МВА. В этом случае МВА рассматривается сотрудниками как главное средство, позволяющее ускорить карьерный рост. По словам преподавателей ведущих российских бизнес-школ, слушатели программы делятся на две категории: одни ликвидируют пробелы в первом образовании, другие хотят с помощью МВА получить желаемую должность. Елена, получившая МВА в Высшей Школе Экономики, поступала в бизнес-школу, чтобы "обновить стандарты", получить знания о зарубежных практиках - карьерный рост был для нее очень важен. В итоге зарплата Елены выросла на 50%, правда, ей трудно оценить, что больше повлияло на прибавку - полученное образование или предыдущий опыт. При этом Елена полагает, что качественный эффект от полученного образования будет заметен на протяжении всей ее карьеры. Приобретенные прикладные управленческие навыки, системный подход к определению и решению задач, а так-же углубленные знания по своей специальности будут способствовать дальнейшим успехам. Итак, российское бизнес-образование может представлять ценность и для сложившихся профессионалов, руководителей среднего звена, стремящихся как можно скорее стать топ-менеджерами. Возможный при данном сценарии рост зарплаты, как правило, составляет 50-60%. Однако следует помнить, что успех этого сценария напрямую зависит от опыта выпускника, уровня должностей, которые он занимал, и компаний, в которых работал. К тому же здесь действуют те же ограничения, что и в случае выпускников, меняющих сферу деятельности - крупные российские и западные компании могут не отнестись к российскому МВА всерьез.

Бизнес, бизнес, бизнес:

Бытует мнение, будто кардинальное отличие российских МВА-программ от западных состоит в том, что большая часть
слушателей отечественных бизнес-школ являются владельцами собственного бизнеса. Российские предприниматели чувствуют недостаток знаний, навыков и идей для развития своих компаний. Для них обучение - это прежде всего возможность "посмотреть на вещи свежим взглядом", найти новые подходы и даже новые направления для развития бизнеса. Один из таких бизнесменов решил получить MBA, чтобы пополнить знания, необходимые для адекватного руководства бизнесом, и дать своей компании шанс выйти на мировой рынок. Предприниматель потратил десять тыс. долл. на обучение в Высшей Школе Бизнеса при МГУ, но сэкономил на порядок больше. По его словам, полученные знания помогали избежать неправильных, "дурацких" решений, в результате которых можно было бы провалить дело или даже потерять бизнес.
Подобный путь прошли многие российские предприниматели, владельцы и генеральные директора небольших и средних компаний. Очень многие их них считают, что не зря потратили свои деньги. Однако выразить полученную пользу в денежном эквиваленте они затрудняются, так как подобная оценка должна основываться на огромном объеме информации.

Рекомендации аналитика

Однозначно ответить на вопрос, стоит ли получать бизнес-образование в России, невозможно. Подобного рода ре-
шение принимается индивидуально в каждом конкретном случае и зависит прежде всего от опыта потенциального сту-
дента, его целей, профессиональных и личных качеств. Поэтому, если вы заинтересовались российской програм-
мой МВА, не приступайте сразу к изучению рынка. Начните с себя. Постарайтесь как можно точнее определить свои краткосрочные и долгосрочные цели, оцените их осуществимость, обсудите их с экспертами. И только потом, если не передумаете, ищите программу, отвечающую вашим запросам.


Денис Медведев
консультант
E-mail автора:
medvedev@vpost.ru
Елена Биренберг
"Pynes & Moerner"
E-mail автора:
be@pynesmoerner.com



Обсудить на форуме (0) Журнал Управление компанией zhuk.net, 2006-01-23

mba
mba