mba
mba
Хочу стать честным олигархом
аналитика, статьи, бизнес образование, mba, Хочу стать честным олигархом
     
 
Хочу стать честным олигархом

 Другие статьи
 

Хочу стать честным олигархом

Сергей САНЬКО никогда не берет на работу бывших предпринимателей. Он считает, что если человек однажды почувствовал вкус свободы и денег, то уже никогда не сможет стать хорошим наемным менеджером. Заказан вход в компанию и "карьеромейкерам". Таких кандидатов Сергей называет вечными странниками, которые сами не знают, чего ищут. По его мнению, надо не искать, а "приходить и пахать".

Сергей САНЬКО, 36 лет. Родился в Кемеровской области, окончил Московский горный институт по специальности "Автоматизированное управление в технических системах". В начале 90-х основал свою первую компанию по производству модного трикотажа. В 1991-2001гг. возглавлял компанию RUSSO. С 2002 г. является председателем совета директоров и генеральным директором компании R2. В 2001 г. окончил Школу бизнеса Антверпенского университета по программе Executive MBA.
Женат, воспитывает трех сыновей.

О компании

R2 - сеть магазинов мужской молодежной одежды. Сейчас у компании 15 магазинов в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. В ближайшие 5 лет планируется открыть более 300 магазинов по всей стране.

- Сергей, как произошло Ваше знакомство с бизнесом?
- В 1989 году я учился на втором курсе института. Однажды случайно наткнулся на объявление в газете: в кооператив приглашаются на работу со свободным графиком энергичные молодые люди. Пришел туда, мне предложили вязать на машинке трикотажные кофточки. Попробовал, понравилось. За год заработал денег на такую же машину и не придумал ничего умнее, как продолжить этот бизнес самостоятельно. В 1990-м году начал собственную предпринимательскую деятельность. Сначала работал один, потом подключил жену и друзей. Так пошло-поехало.

- Значит, на кофточках заработали первые большие деньги?
- Да, но до 2000 года чем я только не занимался: от выпечки хлеба до IT-консалтинга. Покупал и восстанавливал швейные фабрики, заводы по производству медикаментов. В общем, попробовал много разных направлений в бизнесе.

- Почему же все-таки решили отказаться от производства женской одежды и сделали ставку исключительно на мужской ассортимент?
- В один прекрасный день ко мне в офис пришли два китайца и предложили продавать сорочки. Я согласился, торговля шла очень бойко. Для того чтобы продавать еще больше, я придумал новую марку - Джани Армани. Скрестил Джани Версаче с Джорджио Армани. Мы даже официально зарегистрировали название и продавали рубашки под этой маркой пять лет. Потом, правда, корпорация Армани подала апелляцию в Роспатент, и нашу марку аннулировали.
Судьба распорядилась так, что мы производим и продаем мужские вещи уже более 10 лет. Когда занимались ребрендингом компании, хотели добавить в ассортимент женскую одежду, но передумали. Анализ рынка показал, что придется конкурировать с глобальными брендами типа Zara, Mango, скоро в Россию придет еще и H&M. Пока мы не можем тягаться с компаниями, у которых миллиардные обороты. На сегодняшний момент нам важно стать заметным игроком на рынке, найти контакт со своим потребителем.

- С молодежью?
- Да, мы сфокусировались на узкой целевой аудитории - мужчины 20-30 лет.
Времена, когда люди выбирали магазины исходя из своего социального статуса, прошли. Сегодня многие тратят деньги на те вещи, которые их вдохновляют. За что парни вообще готовы платить? Спорт, секс, цифровая техника, компьютеры, автомобили. Нам проще работать с этой целевой аудиторией.

- Что означает R2?
- Эту "рафинированную", технократическую аббревиатуру мы придумали совместно с консультантами из английского брендингового агентства SCG-London. R2 может ассоциироваться с чем угодно. Стандартно марка модной одежды называют именем и фамилией дизайнера. Но названий типа "Джордже Мерлони" вагон и маленькая тележка. Я считаю, что название должно цеплять, чтобы люди задумывались: а что это такое?

- Каковы Ваши стратегические планы?
- У меня две цели. Как предприниматель хочу заработать денег, а как менеджер - реализовать проект. Я планирую уйти с позиции генерального директора и заняться исключительно стратегическими вопросами. По сути, это проблема из категории: может ли работающая женщина быть хорошей домохозяйкой? Скорее всего, нет. Тяжело. Так и здесь. Если занимаешься стратегическими проблемами, то не хватает времени на рутинную работу.
Со следующего года я хочу ввести такую структуру, как консультативный совет, по типу совета директоров. Следующий шаг - привлечение фонда прямых инвестиций. Вместе с фондом хочу сделать большую сеть - порядка 300 магазинов по всей стране и выйти на оборот $100 млн. Дальше два пути развития: либо продажа бизнеса глобальной компании (Gap, H&M, Zara), либо IPO и выход за пределы России. Вот такие планы на 4-5 лет.

- Вам позавидовал бы сам Наполеон.
- Да, я амбициозный человек. Хотя я же не сказал, что хочу миллиардный оборот, пока меня устроят сто миллионов в год. Вообще у меня есть цель - стать честным олигархом. Хороший пример для подражания Билл Гейтс, Майкл Делл.

- После того как станете олигархом, чем будете заниматься?
- Отдыхать точно не буду. Я уверен, что скоро миром будут править глобальные корпорации. Если заработаю миллиард, то вложу деньги в десяток корпораций и буду инвестиционным банкиром.

- Сергей, зачем Вам, успешному предпринимателю, понадобилась степень Executive MBA?
- Понятно, что за 10 лет я многому научился на опыте. К 1999 году я уже достиг определенных высот: дом построил, дерево посадил, сын рос. Я много читал книг по бизнесу, но мне необходимо было систематизировать свои знания. Хотел управлять по науке.
Выбрал западную программу. В процессе учебы у меня была стажировка в Бельгии. Я посетил около 20 предприятий, которые занимаются производством и продажей одежды, разговаривал с владельцами, они делились своим мнением о глобальных проблемах мира моды.
За 1,5 года обучения у меня полностью поменялось мировоззрение. Я задумался над вопросом: какое будущее у компании? Начал применять на практике полученные знания, внедрил западную ERP-систему, консультанты разработали систему KPI, систему оценки и развития персонала. Я стал просто глобально мыслить.
Очень многие предприниматели проигрывают только потому, что боятся расстаться с властью, они "не наигрались". На мой взгляд, одно из основных качеств успешного предпринимателя - умение заставить других людей играть на себя.

- Как это сделать?
- Главное, чтобы сотрудники имели возможность реализовать свой потенциал. Ведь по большому счету топ-менеджеров мотивирует амбициозность целей, сложность задач, самостоятельность. А всякого рода бонусные программы - это всего лишь некий уровень безопасности.
Вообще я делю человечество на 4 части. На мой взгляд, 10% людей в мире - мечтатели, которые строят планы, но толком ничего не делают, 20% людей ставят цели и достигают их. Еще 20% или 30% - работают на вторую группу. Остальные - это "балласт". В российских компаниях таких сотрудников около 40%, в американских - 20%.

- Какой процент "балласта" в Вашей компании?
- Думаю, что не более 20%. Я предъявляю очень высокие требования к своему персоналу. Слава богу, что среди топ-менеджеров, на мой взгляд, "балласта" нет совсем. Одни лидеры, да еще с амбициями.
У нас в офисе есть курилка, но пройти туда можно лишь мимо моей двери. Это сделано специально. Такой психологический прием, чтобы люди лишний раз подумали: стоит идти на перекур или нет.

- Не страшно иметь целую команду лидеров, ведь между ними может возникнуть конкуренция?
- Не страшно, поскольку только лидеры совершают прорывы. Кто-то боится брать сильных менеджеров потому, что не хочет выглядеть на их фоне глупее. Я прошел такой этап, со временем пришло понимание, что это ошибочный взгляд. Это синдром игрока.

- Какой тип лидерства у Вас?
- Вероятно, агрессивно-демократический. С одной стороны, я требую идеального порядка с точки зрения дисциплины и выполнения задач в срок, с другой - даю менеджерам полный карт-бланш по достижению поставленных целей.

- Хотели бы передать бизнес детям?
- Нет. Если предприниматель хочет, чтобы его бизнесом управляли внуки и правнуки, то его бизнес мертв. Создавая компанию, ее сразу нужно готовить к продаже. Если бизнес имеет рыночную цену, значит он эффективный.
Я не готов отвечать за своих детей, да и потом им приятнее будет получить акции публичных компаний. Моя цель - оставить после себя не бизнес, а капитал. Пусть дети сами решают, что с ним делать.

- Чем увлекаетесь в свободное время?
- Катаюсь на роликах, велосипеде, сноуборде. Три раза в неделю хожу в фитнес-центр: борюсь со штангой, кручу педали, бегаю. Поход в клуб - это как личная гигиена. Так надо! А вот охота и рафтинг - это увлечение. С друзьями ездим, например, на Алтай. За неделю проплываем примерно 200 км. За это время столько пейзажей меняется. Красотища! Вода, тайга, рыбалка, охота - это сумасшедший отдых в чисто мужской команде. Готовим пищу на костре, живем в палатках, поем песни под гитару, проходим пороги. Это всегда довольно экстремальные путешествия, опасные для жизни. Настрой такой: мы должны победить стихию. Подобные экспедиции прекрасно снимают эмоциональное напряжение. Когда стану олигархом, больше времени буду уделять походам.
Если человек хочет жить полноценной жизнью, ему без увлечений не обойтись. Бизнесмены обычно выбирают такие хобби, чтобы, с одной стороны, что-то доказать себе и миру, а с другой - "выпустить пар".

- Что доказать-то?
- Бренсон, например, совершил кругосветный полет на воздушном шаре и попал в книгу рекордов Гиннеса. Менеджеры в основном работают головой, но хоть иногда нужно что-то делать руками. Мои хобби - это реальная мужская работа. Это дополнительная возможность держать себя в форме. Нам приходится таскать груженые рафты, которые весят сотни килограмм, грести веслами.
Вообще, прохождение порогов - сродни войне, только со стихией. А все мужчины по природе воины. Нужно доказать, что и ты им можешь быть. То же самое на охоте. Кто кого?

- О чем еще мечтаете?
- Мечтаю покорить Северный полюс. Ведь жизнь одна, и прожить ее надо ярко!

ОЛЬГА КРЕСТИНСКАЯ



Обсудить на форуме (2)

Элитный персонал, 2006-01-12
 


 
     
© 2004-2018 mba today, связь с нами. Перейти в начало сайта.