mba

Российскому МВА не хватает хороших преподавателей и усердных учеников

Острый кадровый голод испытывают все российские бизнес-школы: вузовские профессора научить бизнесу не могут, а приглашать зарубежных наставников очень дорого. Но и хороший преподаватель окажется бессильным, если ученик плох.

- Сегодня на московском рынке МВА можно найти 4-5 преподавателей стратегического менеджмента, 4-5 преподавателей в области стратегических финансов, еще тяжелее с преподавателями стратегического маркетинга, - говорит Сергей Мясоедов, ректор Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) АНХ при правительстве РФ. - Вузовские профессора не способны преподавать - и форма и содержание их преподавания не соответствуют задачам бизнес-образования. Выход - переучивать вузовских преподавателей и искать практиков, - считает он.

Каким же должен быть преподаватель МВА? Сергей Шептунов, проректор по развитию интеграционной деятельности МГТУ "Станкин", уверен, что харизматической личностью. "Кроме того, обязателен бизнес-опыт, обладание современными знаниями и технологиями в своей предметной области. Слушатели очень ценят, когда преподаватель в курсе последних изменений на рынке корпоративного контроля, изменений в высшем руководстве крупнейших компаний, понимает тенденции развития основных мировых рынков и т.д.", - говорит он. Среди обязательных требований к преподавателям господин Шептунов называет динамичность, отсутствие академизма, соответствие ожиданиям слушателей, личную успешность, знание отечественного и зарубежного опыта, известность в бизнес-сообществе и умение давать четкие ответы на вопросы.

Такие люди есть, но большинство из них занимаются своим делом и не спешат делиться опытом со слушателями бизнес-школ. А слушатели, в свою очередь, не всегда готовы воспринимать науку ведения бизнеса. "Человек, заплативший деньги за бизнес-образование, хочет получить готовые ответы на все вопросы, не всегда готов к интерактивному обучению, которое предполагает самостоятельную работу, - говорит Сергей Мясоедов. - Но отрадно, что новое поколение менеджеров быстро включается в процесс обучения и начинает понимать, что обмен опытом во время мозговых штурмов, разбор реальных ситуаций, как и налаживание деловых связей с "соседями по парте", не менее результативны, чем общение с преподавателями".

По мнению Сергея Мясоедова, проблему обостряют сами бизнес-школы, принимая на обучение всех без разбора. "Сейчас конкурсы появились только в нескольких бизнес-школах, остальные вынуждены принимать всех, чтобы не отказываться от денег - образование-то дорогое. ИБДА, например, не принимает заведомо неуспешных слушателей, у нас даже девиз такой: "Мы учим успешных менеджеров". Потому что алмаз можно превратить в бриллиант, а кирпич, сколько его ни шлифуй, так и останется кирпичом".



Обсудить на форуме (0) Известия, 2005-10-21

mba
mba