mba
mba
Успех бизнес-школы - в ее атмосфере.
аналитика, статьи, бизнес образование, mba, Успех бизнес-школы - в ее атмосфере.
     
 
Успех бизнес-школы - в ее атмосфере.

 Другие статьи
 

Успех бизнес-школы - в ее атмосфере.

Вера Смагина

Что отличает хорошую бизнес-школу от очень хорошей? Что, помимо качественных программ и громких имен преподавателей, формирует имидж школы? Профессор Ольга Андреева, руководитель бизнес-школы ВАВТ, декан факультета профессиональной переподготовки, считает, что для эффективного обучения в бизнес-школе должна царить дружеская атмосфера.

- Ольга Дмитриевна, на что влияет атмосфера бизнес-школы? Наверное, на дисциплину и посещаемость?

-  Да, действительно, мы слышим от слушателей очень хорошие отзывы, им приятно приходить сюда после работы, о них тут заботятся, им всегда рады. Но дело не только в этом. На мой взгляд, хорошая атмосфера напрямую влияет на учебный процесс. Что важно для программы МВА? Взаимодействие слушателей. В неуютной, слишком официальной обстановке им труднее будет контактировать, а ведь наша задача - организовать их для групповой работы. Я знаю, что школы, где слушатели к концу первого года обучения толком незнают, как друг друга зовут. О каком же профессиональном взаимодействии тут можно говорить? Наша задача - создать такие условия обучения, такую атмосферу, чтобы слушателем было интересно общаться между собой, чтобы они дружили. Образец для меня - Царскосельский лицей, после которого люди всю свою жизнь шли рука об руку. Именно к этому мы и стремимся, в условиях нашей жизни, когда так трудно дружить, мы стараемся воспитать это чувство в слушателях.

-   В чем тут секрет? Как сплотить группу, научить взрослых, амбициозных и очень разных людей общаться между собой?

-  Да, это сложно. Очень остро эта проблема стояла три-четыре года назад, когда мы принимали всех, кто хотели получить МВА. Группы были очень разнородными, найти общие интересы у слушателей было крайне тяжело. Сейчас у нас есть конкурс, есть специализации (международный бизнес, маркетинг, финансы, корпоративное управление) и благодаря этому - возможность выравнивать группы. Даже по возрасту: если раньше на МВА учились люди в возрасте от 28 до 51, то сейчас средний возраст слушателей - 28-35 лет. И все равно сделать группы абсолютно ровным невозможно. Даже если люди работают в одной сфере, у каждого свои психологические особенности, характер. И здесь очень важно, чтобы преподаватель умел сплотить группу. Он должен быть актером, способным эмоционально заинтересовать людей, вовлечь каждого в учебный процесс, придумать ситуацию, распределить роли. У нас такие звезды есть. Кроме того, чтобы сократить дистанцию между слушателями, мы каждую программу начинаем с тренингов по командообразованию. В этих тренингах обязательно принимает участие менеджер, курирующий группу. Это делается для того, чтобы куратор познакомился со слушателями, выбрал человека, который сможет стать лидером и выполнять функции старосты. И опыт такой работы показывает, что мы на правильном пути. Те группы, где староста является авторитетным лицом, более успешны. Мы спокойны за их дисциплину, выполнение домашних и курсовых работ в срок.

-  Неужели дисциплина является проблемой для слушателей МВА? Казалось бы, взрослые люди, платят за обучение немалые деньги...

- Увы. Российские MBA-программы в большинстве случаев подразумевают обучение без отрыва от работы, в то время как на Западе у слушателей есть возможность учится каждый день, жить в одном общежитии, обсуждать в неучебное время кейсы и проекты. У наших слушателей другая ситуация. Все они занимают высокие должности в компаниях, у них просто зачастую не хватает времени на учебу, они пропускают занятия. И бывает, что на первый семинар приходит одна половина группы, получает задание. А на второй семинар это половина не приходит, а появляется другая часть группы, которая в принципе не в курсе, о чем идет речь. И это проблема, из-за которой приходится топтатся на одном месте. В то же время обвинять во всем слушателей мы не можем, ведь они часто в своей компании  сталкиваются с проблемой, когда их начальство выступает против обучения сотрудников на программах МВА. Руководство опасается, что сотрудник, получающий такое образование, перерастет компанию, начнет конкурировать с начальством. Вот и выходит, что именно в дни занятий и именно по вечерам наших слушателей начинают загружать срочной работой...

-  Разве наше общество еще не готово принять программы МВА, осознать пользу этого обучения?

- Мы часто шутим с коллегами, что нашим слушателям портим жизнь. Они приходят сюда, общаются с высококлассными специалистами, и этот опыт общения и занятий приводит к тому, что выпускники начинают давать рекомендации руководителям своих компаний, начинают критиковать начальство, спорить с ним. Естественно, это воспринимается негативно. И людям приходится уходить с предприятия, менять работу.

- А как потенциальные работодатели относятся к специалистам со степенью МВА?

- Неоднозначно. Многие не доверяют о том, что есть российский стандарт. Отношение бывает весьма скептическим: чему, мол, могут научить в России? Но подавляющее большинство осознали, что диплом MBA - это плюс. Это не только знания и навыки специалиста, но еще и тип характера. Выпускник МВА - это человек, который ставит перед собой цели, умеет распоряжаться своим временем: совмещать работу и обучение. Действительно, в процессе обучения в бизнес-школе у слушателя меняется мировоззрение, подход к решению многих вопросов. Человек внутренне меняет - в нем воспитывается личность. И мы считаем это победой.



Обсудить на форуме (0)

mbatoday.ru, 2005-09-21
 
mba



 
     
© 2004-2019 mba today, связь с нами. Перейти в начало сайта.