mba

Кто обеспечит прорыв?

Каждый уважающий себя петербуржец должен иметь точку зрения, отличную от московской. Но так ли уж мы различаемся, когда речь идет о современных проблемах подготовки управленцев высшей квалификации? О текущих задачах и перспективах развития школ бизнеса рассказывает Сергей МОРДОВИН, ректор Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП).

- Сергей Кириллович, наряду с другими руководителями российских школ, Вы утверждаете, что работаете на будущее экономики, формируете у слушателей рыночный менталитет. Создана ли за прошедшие 15 лет «критическая масса» менеджеров новой формации?

- Одно можно сказать с уверенностью - задачи ликбеза мы решили Сегодня все предприниматели понимают, что бизнес-процессы необходимо тщательно организовывать. Но критической массы, о которой Вы говорите, мы еще не создали. Посмотрим на цифры: до 80% программ долгосрочного обучения (повышение квалификации, переподготовка и т.д.) – некачественные. Остальные пока не могут решить проблему принципиального изменения сознания и методов работы наших управленцев.

Наверно, 100 % менеджеров и не нужно учить на программах дополнительного образования, тем более на МВА. Но мы обязаны готовить управленцев с образованием мирового уровня, способных обеспечить качественный прорыв экономики. Правда, это дело будущего. По моим прогнозам, потребуется лет 10.

- Какова должна быть пропорция высококвалифицированных менеджеров по отношению к «обычным» для такого прорыва?

- Стандартный коэффициент управляемости – один менеджер высшей категории на пять-семь исполнителей. Но речь идет не только о тех, кто получил диплом МВА, ведь управленцы вырастают не в учебных аудиториях. Образовательные программы необходимы для «форматирования» того опыта, который эти люди получили в бизнес-среде.

В относительных величинах - пропорция 20 на 80.


- Как этого добиться? Основная масса выпускников МВА готовится в Москве, потом следует Петербург, а в регионах школ почти нет.

- Типично московское заблуждение. Я думаю, в столице есть всего две школы, которые дают что-то похожее на МВА, а всего в стране их примерно пять. Две – в Петербурге. Сильные программы есть, например, в Калининграде и Екатеринбурге. Иногда представители этих регионов приезжают на встречи с руководителями брендовых школ, и в ходе дискуссий выясняется: многое из того, что в Москве считается актуальным, они уже давным-давно «проехали».

Обратите внимание - Екатеринбург занимает первые места в списках городов, привлекательных для бизнеса. Можно гордиться чем угодно, но из тех программ, которые я знаю, самая дорогая находится именно там. Она стоит 16 тыс. евро, т.е. без малого 20 тыс. долларов.


- Может это просто из-за дефицита программ в Екатеринбурге? Нет альтернативы?

- Допускаю. Но это хорошая программа, я ее изнутри знаю. По качеству она вполне сравнима с теми, которые предлагают Москва и Санкт-Петербург. Занятия там ведут преподаватели-«звезды».


- А у нас вообще есть такие преподаватели?

- Да. Если спросить у специалистов в области образования, сколько «звезд» существует в стране, разброс будет от 25 до 100. Я больше доверяю первой цифре. Проблема в том, что ни одно учебное заведение не может похвастаться достаточным числом мастеров.

Что такое нормальная школа? Это своя крыша (в буквальном смысле слова) плюс свой штатный профессорско-преподавательский состав. А если кому-нибудь удалось бы собрать в одном образовательном учреждении 20-25 «звезд» и создать такой элитный «российский Гарвард», знаете, какой был бы прорыв!


- Западный менеджер отличается от нашего: ни одного заумного слова, зато какая эффективность! Почему мы вязнем в вопросах управления?

- Давайте посмотрим, что представляет собой наша система подготовки специалистов. Мы даем широчайший спектр знаний: макроэкономика, финансы и т.д. Человек приходит на рабочее место, неся в голове массу ненужной информации. На Западе иной подход: есть цель, есть человек, расстояние между этими двумя «точками» должно быть кратчайшим. Знаете, чем мы испортили менеджеров? Раньше ставили задачу и требовали ее решения. А сейчас говорим – нужно сесть, подумать… Думать можно бесконечно долго.

Наша основная задача – раскрепостить голову. Нужно подняться над ситуацией и увидеть, какая она на самом деле. Когда смотришь с высоты, понимаешь, что от многих вещей можно отказаться. Вот, например, к нам приезжали западные коллеги, осмотрели отремонтированный офис и спросили, зачем мы впустую тратим деньги. «Чтобы было красиво!» «А возврат инвестиций есть?» На это мы не знали, что ответить.

Фундаментальное менеджерское образование, к которому я отношу МВА, дает освобождение сознания. И позволяет избавиться от многих догм и штампов.


- Я слышал о раскрепощении сознания от западных выпускников и спрашивал наших, нужно ли им это. И многие удивлялись: «Какое раскрепощение? Я послушал стратегию, понравилось, послушал бы еще. Пойду теперь на какие-нибудь краткосрочные курсы».

- Поэтому я и говорю, что у нас максимум пять нормальных программ МВА. Я учился в SDA Bocconi, Henley Management College. Совсем другой подход! Конечно, и там слушателю предстоит прочитать много книг, но главное – его учат рассуждать. «Если нельзя, но нужно, значит можно. Давайте попробуем». Вот таким должен быть выпускник МВА.


- Как меняется сознание наших слушателей в процессе обучения?

- По моим наблюдениям, на программах МВА, да и, кстати, на программах переподготовки, люди начинают осознавать, сколько им еще необходимо освоить. А ведь приходя к нам, они нередко уверены, что знают все и им нужны только сами «корочки».

Однажды мы судились с выпускницей. По договору человеку, получившему больше половины отметок - тройки, диплом не вручается. Девушка же считала, что «за свои деньги» имеет право на наш диплом. Суд постановил выплатить ей компенсацию размером 5 рублей, т.е. стоимость самой бумажки.

Когда человек понимает, какой путь ему надо пройти, сколько десятков километров строк прочитать, он может впасть в депрессию. А кто-то наоборот начинает действовать и… расти. Более того, он читает осознанно, выбирает то, что действительно полезно.

Чем хорош Гарвард? Там количество предметов по выбору составляет не меньше половины от всего курса. Мы до этого пока еще не дошли, но слушатели уже просят отступать от программы, рассчитывая получать именно те знания, которые им нужны.


- Каков, на Ваш взгляд, главный итог прошедшего периода?

- Чтобы получить результат не через 20 лет, а в ближайшее время, - учить тех, кто управляет производством, необходимо сегодня. Большинство руководителей школ понимают это. Для дальнейшего развития нам важно обмениваться опытом, создавать единое пространство. Именно ради этого и создавалась Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО).

И мы добились многого. Например, некоторое время назад диплом государственного вуза котировался выше, чем диплом негосударственного. Сегодня ситуацию удалось изменить. Это признали все – посмотрите, такие гиганты, как ГУУ, АНХ, Плехановская академия, вступили в Ассоциацию. Так удалось объединить старое и новое - маленькие НОУ с их свежими идеями и крупные бренды от образования с их весом и влиянием. Наконец, правительство и другие административные органы на федеральном уровне к нам прислушиваются.

Можно спорить о значении и качестве программ МВА, но в умах российских менеджеров аббревиатура МВА перестала быть чем-то необычным, сделалась частью управленческого лексикона.


Точка зрения


Владимир Годин, директор Института информационных систем управления ГУУ:
- Бизнес-сообщество меняется стремительно, этого нельзя не заметить. Во-первых, сами люди взрослеют; во-вторых, условия, в которых они работают, приобретают зрелые формы. Глобализация, происходящая под воздействием информационных технологий, также оказывает влияние на развитие ситуации – все больше иностранных компаний приносят в Россию свой успешный опыт и свои стандарты. Многие отечественные фирмы начинают работать по-другому.

Соответственно, школы стараются улавливать эти перемены и реагировать на них. Но развитие ограничено рядом факторов. Например, у нас недостаточно людей, готовых заняться преподавательской деятельностью. Своеобразным препятствием является и стандартизация программ, которая хотя и предпринималась для поддержания минимально приемлемого уровня качества, но мешает свободному развитию ведущих школ.

Впрочем, эти проблемы решаемы. От стандартизации можно уйти, создавая Executive МВА, – сейчас есть программы на любой вкус. Несмотря на то, что зарплаты в сфере консалтинга и преподавания несопоставимы, статус профессора предполагает более высокий уровень доверия. С потенциальным клиентом, которому ты что-то объясняешь как преподаватель, в дальнейшем легче общаться и по деловым вопросам. Поэтому везде, где есть крупный бизнес, появились программы МВА, причем программы качественные. Посмотрите, кто побеждает на конкурсах РАБО! Иркутск, Калининград - отнюдь не столичные школы.


Сергей Мясоедов, ректор Института бизнеса и делового администрирования:
- Современный рынок требует от менеджера управленческого профессионализма: умения принимать решения в условиях дефицита времени и информации; развитого стратегического видения и чувства конъюнктуры; способности работать в команде, умения подстраивать организацию под актуальные задачи. Руководитель должен быть лидером, учитывающим специфику российского характера, обладать харизмой, создавать правильный психологический климат в коллективе. Ведь его связывают с подчиненными не только формальное распределение обязанностей, но и общие ценности и видение перспективы. Побеждает в итоге не тот, кто самый сильный, а тот, кто чувствует новое, способен изменяться сам и инициировать изменения в своей компании.

Убежден, удовлетворить текущие рыночные запросы можно только максимально используя интерактивные формы обучения. У ведущих мировых школ тренинги, мозговые штурмы, кейсы, ролевые имитации, встречи и беседы с представителями бизнеса, - все то, что не подходит под категорию «лекция», занимает до 60 % учебного времени. В России этот показатель ниже – примерно 40-45%.

Например, сейчас насущная проблема российских компаний – управление в условиях роста. В данном случае при подготовке слушателей приходится опираться не столько на учебники, сколько на те крупицы знаний и опыта, которые получены самим бизнесом. Привлекать преподавателей-практиков, консультантов, опытных тренеров, представителей бизнеса. И я бы сказал, что за последние 2-3 года мы существенно продвинулись в этом направлении.



Обсудить на форуме (0) Элитный персонал, 2005-05-11

mba
mba