mba

МВА в вопросах и ответах или, О чем мечтают менеджеры.

Объем российского рынка бизнес - образования растет на 15 – 20% в год. Каждый сезон появляются новые учебные программы и методики, но по-прежнему, наибольший интерес потенциальных слушателей вызывают программы МВА. Так ли оправдан этот интерес и ожидания выпускников программы?

В этом нам помогут разобраться

-Кандидат экономических наук, директор программ МВА Санкт-петербургского Международного Института Менеджмента
Бондаревская Елена Николаевна
- Директор  агентства по прямому поиску руководителей высшего звена и специалистов высокой квалификации "СКА Персонал"
Дина Кожназарова
- Генеральный директор рекламного агентства «Brand - konstruktor» Сергей Ипполитов

1. Если учиться, то где?

Первый вопрос, который возникает у потенциальных слушателей программы – стоит ли изучать западную программу в России или нет? Ведь, существует мнение, что стандарты российских программ МВА значительно ниже западных.

Бондаревская Елена Николаевна: «Нет, это не так, стандарты российского МВА писались на основе западных и при участии западных специалистов. К тому же они являются рамочными, т.е. исключают определенные региональные различия.
Если перед слушателем стоит выбор – где учиться в России или за рубежом, всегда надо ориентироваться на дальнейшее место применения этих знаний, для западной компании необходим западный МВА, для российской - местный»

Ипполитов Сергей: «Конечно, существует различие между западным и российским МВА, т.к. каждая программа ориентирована на свой рынок, насыщена case-studies местных компаний. Очевидно, что наши правила, особенности нашего рынка не будут работать на Западе. Поэтому можно сказать, что российский МВА плохо адаптирован к международному рынку на котором «царствуют» транснациональные компании, но и западный МВА совершенно не приспособлен в российским условиям».

Фактически, выпускники западных школ оказываются перенасыщены знаниями по отношению к практической работе менеджера в компании с «российским менталитетом». Что касается западных компаний, пустивших корни в России, и пытающихся адаптировать западные бизнес – модели, то для них выпускники западного МВА будут предпочтительнее российских.
Не надо  также забывать, что, большое влияние на качество образования оказывает и языковой барьер. А именно языковая подготовка у наших слушателей часто оказывается не на высоте.
В этом отношении, российские школы МВА получают определенное преимущество. Но для того чтобы правильно выбрать место учебы даже в России, необходимо знать несколько важных моментов.

Бондаревская Елена Николаевна: «Обратите внимание на цену. Наша школа, к примеру, самая дорогая в городе. Мы первые пришли на этот рынок, наш опыт стоит дорого. Но у нас очень гибкая система оплаты – лучших учеников мы поощряем рублем.
К тому же стоит обратить внимание на общую направленность учебного заведения. МВА преподают сейчас многие – и бизнес – школы, как мы, и технические университеты и институты.  Также важен преподавательский состав и количество спецкурсов – их может быть от 15 до 30, как в IMISP».

Кстати, именно должный уровень российских программ МВА чаще всего и вызывает опасения потенциальных слушателей. Часто, можно услышать мнение, что программы МВА «якобы уже не те», что хоть некоторые школы и позиционируют свои программы как элитные, при этом стремятся к массовости, понижая при этом качество образования»

Бондаревская Елена Николаевна: « Скорее, это вопрос адаптации. Когда-то МВА позиционировался как элитарный продукт, сейчас же МВА – продукт массового спроса. МВА претерпевает изменения, программы дифференцируются по своей направленности – если элитарные программы, ориентированные на топ - менеджеров, есть программы массовые. Это естественная реакция на потребности данного временного этапа».

2. Если учиться, то зачем?

Что же заставляет тысячи менеджеров по всей стране грезить о МВА? Наиболее распространенными причинами обучения по программе МВА считаются

– необходимость систематизации знаний и получение навыков управления

Бонадаревская Елена Николаевна: «Бизнес – образование характерно сбалансированными пропорциями консалтинга, научных исследований и, непосредственно обучения. В программах МВА, основной акцент делается на практические знания по управлению бизнесом»

Ипполитов Сергей: « Я пришел на программу МВА для того, чтобы систематизировать свой опыт и знания, и получить представления о тех новых актуальных теориях и методиках, которые появились в мире со времен моего последнего «советского» образования»

- обретение новых контактов

Бондаревская Елена Николаевна: «В процессе обучения, среди слушателей программы образуются так называемые «зоны трудоустройства», около 30% слушателей программы меняют место работы в процессе обучения, благодаря новым контактам»

- желание продвинуться по служебной лестнице

Дина Кожназарова: «При прочих равных показателях у кандидата с МВА будет безусловное преимущество - это если мы говорим о ситуации конкурса. Как реализует сотрудник свой МВА - это вопрос его личной направленности, в моей практике я встречала как очень успешных менеджеров с МВА, так и, к сожалению, кандидатов, на профессиональную деятельность которых, полученный МВА никак значимо не повлиял».

Бондаревская Елена Николаевна: «Сделать карьеру имея степень МВА несомненно проще, главное, чтобы человек пришел к нам во время – имея 2 – 5 летний опыт работы и время продолжить карьерный рост после получения нашего диплома»

- миф о том, что сделать карьеру руководителя без диплома МВА невозможно

Дина Кожназарова: «Для большинства бурно и успешно развивающихся  компаний  требования к руководителю предполагает  степень МВА. Это уже не дань моде, а объективные требования рынка к уровню профессиональной подготовки руководителя успешной компании».

Может возникнуть предположение, что вероятно среди слушателей есть и такие, кто начинает учиться, в надежде получить знания необходимые для построения собственного бизнеса.

Бондаревская Елена Николаевна: «Программа МВА изначально ориентирована на тех, кто работает в компании, но не владеет бизнесом. Для получения подобных знаний, нужна специальная версия программы, отличная от тех, что обычно преподается»

3. Нюансы

Существует мнение, что многие выпускники MBA, которые рассчитывают на повышенный интерес к себе со стороны "охотников за головами" и прямых работодателей, не оправдывают своих ожиданий. Работодатели считают, что выпускники программ требуют слишком завышенные зарплаты. Все чаще можно услышать мнение, что работодатели охладели к выпускникам МВА.

Ипполитов Сергей: «Это касается в первую очередь молодых выпускников, которое приходят учиться на программы МВА для того, чтобы просто дороже стоить на рынке, но еще не имеют практического опыта, обладая так называемым мертвым багажом».

Дина Кожназарова: «Интерес к выпускникам МВА сохраняется, и от величины заработной платы никак впрямую не зависит. Высококвалифицированный сотрудник востребован всегда, и если у компании действительно есть потребность в работниках подобной квалификации, то вопрос денег, как правило, не является решающим. Подобное положение дел характерно в основном для высококонкурентных областей».

Таким образом, рынок меняется и вместе с ним меняется программа. Растет количество вопросов и противоречивых мнений, но интерес слушателей к программам МВА остается неизменным. А значит это уже не мода, а требования современного рынка.

Стригин Алексей



Обсудить на форуме (1) mbatoday.ru, 2005-04-04

mba
mba