mba

Программа МВА: шаг к успеху

Ольга Курбатова, выпускница программы МВА Высшей школы менеджмента Государственного университета - Высшей школы экономики 2001 года: Первое высшее образование я получила в МГУ им. М. В. Ломоносова на знаменитом и очень сложном факультете вычислительной математики и кибернетики. Фундаментальная подготовка спо-собствовала развитию аналитического склада ума, сформировала системность и предельную конкретность мышления. Но, как показала практика, со временем этого оказалось недостаточно.

Получив диплом о высшем образовании я пошла работать в Московский медицинский институт № 1 им.  И.М. Сеченова на должность инженера межкафедрального дисплей-класса. Впоследствии работала редактором на Российском телевидении (РТР), что способствовало развитию интереса к рекламному бизнесу. В 1994 году я возглавила рекламное агентство "Терралайф".

В те годы мы все росли и развивались вместе с рынком, искали в нем свое место. Поэтому спус-тя некоторое время я серьезно занялась новым проектом по разработке и производству напитков и возглавила компанию "Хэппилэнд", которая сегодня является одним из ведущих отечественных производителей слабоалкогольных, безалкогольных и энергетических напитков. У меня появились первые единомышленники, первые успехи в новом для меня бизнесе. Задачи усложнялись, требовались серьезные знания в области управления бизнес-процессами. Решение об обучении по программе МВА было продиктовано новыми задачами, стоявшими перед нашим бизнесом, необходимостью совершить рывок.

Надо было не только соответствовать сложившейся на тот момент рыночной ситуации, но и опережать ее как минимум на один шаг, прогно-зируя дальнейшее развитие отрасли и экономики в целом. Компания росла, поэтому возникла ощутимая потребность в качественном развитии управленческих навыков. Строго говоря, в МГУ я получила очень сильное фундаментальное образование, теперь для систематизации бизнес-процессов мне необходимо было образование управленческое.

Выбор пал на классический курс МВА по стратегическому управлению Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ - ВШЭ). К решению этой задачи я на сей раз подош-ла не рационально, а скорее интуитивно, опираясь на рекомендации одного из друзей. Рейтинги, столь популярные сегодня, в 1999 году были для меня областью наименьшего доверия, так как не являлись достоверным показателем эффектив-ности. Решающей оказалась встреча с Сергеем Ростиславовичем Филоновичем, деканом Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ. Он вдохновил меня и, что называется, "зажег" интерес к учебе в этой бизнес-школе. Так я стала слушателем программы "МВА - стратегический менеджмент".

У нас подобралась настоящая "супергруппа", ставшая за период обучения командой единомышленников, хотя изначально была не совсем однородна по составу (наряду с владельцами компаний, учились и наемные менеджеры). Всех нас объединяло стремление к росту, "голод профессионала" и здоровые амбиции. Мы пришли за знаниями и хотели "взять программу" в полном объеме. Мы обменивались опытом, из чего складывалась целостная "мозаика рынка" и рождались новые проекты. Мы хотели реализовать себя, создать свое "экономическое чудо" - каждый на своем месте, в своей отрасли. Для этого нужны были глубокие знания рынка, стратегическое мышление, взвешенный системный подход. За этим мы сюда и пришли. Кстати, некоторые из единомышленников позже стали соратниками - один из моих бывших однокурсников работает в нашей компании, ведет крупный проект, связанный с тверским заводом "Хэппилэнд".

О самой программе у меня осталось неоднозначное впечатление. Основной массив информации относительно практики бизнеса был известен мне по собственному опыту. Но часто преподаватель либо давал новый ракурс видения проблемы, либо помогал систематизировать процессы и искать новые нестандартные пути решения задачи. На глазах создавалась система, заполнялись лакуны, что и было нужно. Некоторые курсы были особенно интересны во многом благодаря профессионализму преподавателей - например, "маркетинг" нам читал блестящий, харизматичный Игорь Владимирович Липсиц. А некоторые курсы - например, "финансовый менеджмент" - к сожалению, не дотягивали до "стратегического" стандарта. Но во всех случаях преподаватели оценивали наши успехи на поприще бизнес-образования крайне строго и объективно, поблажек не было ни во время учебы, ни в период написания дипломной работы.

Мое обучение по программе МВА оказалось эффективным инструментом для дальнейшего роста нашей компании. На фундаментальное первое образование органично наложилось образование прикладное, давшее мне систематизированные знания в области бизнеса, управленческие навыки и стратегический подход. Именно это было востребовано в первую очередь и до сих пор дает свои результаты. Свидетельство тому - успешный рост компании "Хэппилэнд", которая не первый год является. Лидером своей отрасли и продолжает развиваться дальше.

На моей карьере получение степени МВА никак не отразилось. Скорее это стало хорошим стимулом для развития карьеры других менеджеров компании, работающих под моим руководством. Некоторые из них последовали моему примеру и сейчас также получают образование в Высшей школе менеджмента ГУ-ВШЭ, и это положительно сказывается на их карьерном росте и совершенствовании управленческих навыков.

Решение о получении степени МВА - сугубо личное дело каждого. Этот диплом, конечно, ценится на рынке труда, но только ради "корочки," вряд ли стоит идти учиться. На мой взгляд, обучение в бизнес-школе - это долгосрочный инвестиционный проект со всеми сопутствующими рисками и альтернативными путями. И если ответ на ключевой вопрос "зачем мне МВА?" получен, делом техники станет изучение образовательного рынка и выбор самой бизнес-школы. Главное, чтобы инвестиционная составляющая вашего "плана индивидуального развития по программе МВА" была детально просчитана и взвешена.

"Элитное образование" №10 (60), октябрь 2004 г.



Обсудить на форуме (0) Элитное образование, 2005-03-18

mba
mba