mba

Научные исследования должны решать реальные бизнес-проблемы

Проректор РАНХиГС, директор ИБДА РАНХиГС Сергей Мясоедов, председатель Международного наблюдательного совета AACSB по Европе, Ближнему Востоку и Африке, принял участие в торжественной церемонии утреннего открытия Лондонской фондовой биржи. Собравшихся поприветствовал президент AACSB International Том Робинсон и отметил, что это мероприятие символизирует необходимость тесной связи бизнес-образования, бизнес-школ с реальным бизнесом. Он подчеркнул, что в нынешних условиях этот альянс должен стать еще прочнее, а бизнес-образование должно служить интересам реального бизнеса.

Сергей Мясоедов рассказал об AACSB и роли аккредитации для бизнес-школ:

«AACSB – это самая крупная и старейшая ассоциация бизнес-школ. В нее входят бизнес-школы со всех континентов планеты, в прошлом году она отметила свое столетие. Эта аккредитующая ассоциация обеспечивает самую высокую из признанных во всем мире аккредитацию качества. В знаменитой аккредитации “Тройной короны” наиболее престижная – именно AACSB.

Получение аккредитации AACSB занимает от 5 до 6 лет, поскольку это единственная в мире стратегическая аккредитация. Если школа бизнеса заявляет о своей стратегии, то заключает соглашение с AACSB, и Ассоциация на протяжении 6 лет отслеживает, насколько школа развивается, обеспечивая высокое качество, и достигает своих целей. То есть это не один приезд комиссии в бизнес-школу, а шесть визитов и тщательная совместная работа.

AACSB является самым признанным инноватором бизнес-образования мира. Один из ее лозунгов – “быть лидером для лидеров”, только сильные ведущие бизнес-школы могут заниматься подготовкой лидеров для национальных экономик, для крупнейших предприятий, для малого и среднего бизнеса. Готовить лидеров могут только те, кто мыслит инновационно и кто сам является лидером.

На сегодняшний день в AACSB International входят три российских члена, которые прошли самую серьезную шестилетнюю аккредитацию. ИБДА РАНХиГС находится на финальном этапе этой аккредитации (шестой год), и мы ожидаем приезд аккредитационной комиссии.

AACSB ежегодно проводит целый ряд конференций, на которых, кроме аккредитационных вопросов и вопросов качества бизнес-образования, рассматриваются актуальные вопросы стратегии развития бизнес-образования. В фокусе внимания последних конференций вопрос о том, насколько бизнес-образование и бизнес-школы реально служат интересам бизнеса. Второй вопрос, вытекающий из первого, – насколько критериями качества образования должны являться критерии качества преподавания в бизнес-школах и качества научных исследований в бизнес-школах. Здесь есть очень большая вилка в подготовке практиков-менеджеров или ученых исследователей.

Пока во всех международных рейтингах вопросы фундаментальных научных исследований находятся во главе. Пока дискуссия идет по поводу того, что в бизнес-образовании надо говорить об обязательном сохранении научного исследования в бизнес-школах, но это должны быть прикладные научные исследования, направленные на изучение процессов в реальном бизнесе, чтобы помочь реальному бизнесу их совершенствовать, а не на оторванные научные изыскания, которые может понять в мире только несколько десятков человек. На сегодняшний день большинство университетов придерживается позиции, что прежде всего должна быть фундаментальная наука.

Бизнес-образование служит бизнесу, и в настоящее время российские бизнес-школы и российское бизнес-образование в рамках российских университетов все время критикуют за излишнюю теоретичность, за то, что они преподают для бизнеса так же, как преподают для университетских студентов. Критикуют за то, что российские профессора не знают практики, никогда не работали с бизнесом.

Также идет речь о том, что большинство исследований российских университетов не помогает бизнесу решать проблемы, что это исследование теоретических вопросов, которые важны для науки, но для бизнеса актуальности не имеют. Поэтому дискуссия, начатая AACSB, сейчас очень актуальна. Это фактически разворот мирового бизнес-образования на новый курс.

В начале 60-х гг. прошлого века Фонд Форда (Ford Foundation) нанял группу ученых, которые провели исследования, связанные с качеством программ бизнес-школ, и пришли к выводу, что бизнес-школы занимаются тренингами в обеспечении интересов клиентов сегодняшнего дня, не дают клиентам стратегии, не развивают их личностный потенциал, что бизнес-школы не опираются ни на какую серьезную исследовательскую платформу. Поэтому тогда же было решено наладить серьезную исследовательскую базу.

Создается впечатление, что на сегодняшний день бизнес-школы вслед за университетами опять стали слишком много заниматься оторванной от практики теорией. Надо заниматься научными исследованиями, но теми, которые дают отдачу для бизнеса и помогают бизнесу решать реальные бизнес-проблемы. Об этом же говорит российский бизнес, эти же вопросы обсуждались на Гайдаровском форуме, об этом же говорят сейчас руководители ведущих университетов России. То есть идет дискуссия о том, что бизнес-образование служит бизнесу и должно помогать бизнесу решать его реальные, прикладные проблемы.

Что дает бизнес-школам AACSB, ее аккредитация и членство? Членов AACSB около 2000 школ и аккредитованных бизнес-школ – порядка 800. Аккредитация AACSB – это знак качества. Например, если вы хотите установить контакты с любой серьезной бизнес-школой в США или в Европе, то первый вопрос связан с тем, есть ли аккредитация AACSB; второй вопрос – про аккредитацию EFMD, а третий вопрос – про аккредитацию AMBA. То есть аккредитация AACSB дает допуск в верхнюю группу бизнес-школ мира, которых насчитывается несколько тысяч. Получить эту аккредитацию не может бизнес-школа, которая находится ниже четверки по качеству на мировом уровне. В таком случае возможно партнерство с ведущими бизнес-школами мира. AACSB дает уровень признания».

Обсудить на форуме (0) www.ranepa.ru, 2018-05-21

mba
mba