mba
mba
МВА с уклоном
аналитика, статьи, бизнес образование, mba, МВА с уклоном
     
 
МВА с уклоном

 Другие статьи
 

МВА с уклоном

Многие считают, что настоящая MBA — только general, то есть общий и стратегический менеджмент. Но сотни бизнес-школ по всему миру предлагают разные специализации — от финансов и маркетинга до стоматологии. Россия не исключение.

Нишевые специализации программ МВА в России — производственный менеджмент, строительство, нефтегаз, информационные технологии — начали открываться в конце 1990-х годов. Их появление было вызвано спросом со стороны крупных промышленных и добывающих предприятий, девелоперских холдингов. Позже к ним добавились МВА в спорте, туризме, медицине, логистике, инновациях и т. п. Именно в этих отраслях в первую очередь остро требовались грамотные руководители.

Узкие специализации прежде всего появлялись в вузах, которые обладали экспертизой в конкретной области знаний. Например, Высшая школа бизнес-информатики (ВШБИ) НИУ ВШЭ реализует сразу несколько нишевых программ по ИТ, как и Школа ИТ-менеджмента РАНХиГС. В Высшей транспортной бизнес-школе МИИТ представлены направления профильных МВА ("Корпоративный менеджмент на транспорте", "Корпоративные финансы на транспорте" и др.). В бизнес-школе Российского государственного университета нефти и газа (РГУНГ) предлагают "МВА в нефтегазовой отрасли". А в МГИМО программы MBA связаны не только с международным бизнесом, но и с конкретными отраслями: например, "Международный бизнес и деловое администрирование в индустрии спорта" и "Международный нефтегазовый бизнес".

Нишевые программы есть и в независимых бизнес-школах. Больше всего их в бизнес-школе МИРБИС — 16. Решение об открытии новой специализации здесь принимают на основе анализа запросов абитуриентов, корпоративных заказов. "Абитуриенты часто обращались с вопросами по логистике,— рассказывает замдекана МИРБИС Федор Федоров.— Причем вопросы охватывали широкий спектр проблем, например, управление запасами, производственная и складская логистика, формирование логистических стратегий. Дать слушателям представление обо всех этих областях в рамках краткосрочных курсов не представлялось возможным". В итоге в 2011 году МИРБИС предложила специализацию "Стратегическая логистика", причем почти год ушло на изучение рынка аналогичных программ, разработку учебного плана, подбор преподавателей.

Точно так же на основе рыночной информации в Урало-Сибирском институте бизнеса (USIB, Екатеринбург) запускали MBA для строителей. Несколько лет назад здесь проанализировали базу из 1,4 тыс. выпускников и выяснили, что около 2% из них — собственники и руководители строительных компаний. К тому же в структуре экономики УФО строительная сфера занимала более 10% и продолжала расти. Необходимость отраслевой программы МВА стала очевидной.

Однако при запуске новой программы возникли сложности. Руководители строительного бизнеса не понимали, зачем им нужна такая программа, как она поможет решить их проблемы. Пришлось проводить для них информационные сессии. Преподаватели и топ-менеджеры бизнес-школы выступали на отраслевых мероприятиях, на круглых столах по строительной и образовательной тематикам. Кроме того, в отрасли почти не оказалось готовых преподавателей. Поэтому в бизнес-школе начали готовить профессиональных тьюторов из успешных руководителей строительных фирм.

По словам исполнительного директора бизнес-школы USIB Екатерины Кузиной, программу "MBA-строительство" запустили в 2010 году, в первую группу набрали 16 человек. На сегодняшний день по программе прошли обучение уже 60 собственников и руководителей строительной сферы (набор проходит два раза в год).

Иногда специализированные MBA вырастают из корпоративных программ. Скажем, школа в течение нескольких лет реализовывала корпоративную программу для крупной компании. Затем контракт закончился, а наработки (преподавательский состав, учебный план, связи с предприятиями отрасли) остались. В этом случае программа вполне может выйти на открытый рынок. К примеру, бизнес-школа ИМИСП еще в начале 1990-х годов проводила семинары для ОАО "Газпром" и его западных партнеров, а с 1996-го по 2012 год реализовала восемь проектов "Executive MBA "Газпром"", на которых прошли обучение более 100 топ-менеджеров компании. Наработанные компетенции позволили в 2009 году запустить программу "MBA в нефтегазовой отрасли" для открытого рынка.

Узкие против широких

В конце 2000-х в России насчитывалось уже около 100 нишевых программ. Однако после кризиса часть из них была закрыта, еще часть из-за падения платежеспособности аудитории из МВА превратилась в более короткие и менее дорогие программы профпереподготовки. Например, в Высшей школе бизнеса (ВШБ) ГУУ программа МВА "Менеджмент в спорте" стала программой профпереподготовки МВА-Intensive "Управление организацией в спортивно-оздоровительной и фитнес-индустрии".

Сегодня на рынке работают примерно 60- 70 специализированных программ MBA, которые предлагают около 25 бизнес-школ. По некоторым направлениям конкуренция достаточно высока (ИТ-менеджмент, логистика, медицина, нефтегаз, строительство). "Стабильный спрос сохраняется практически на все отраслевые программы MBA, а на специализации "ИТ-менеджмент", "Управление в отрасли телекоммуникаций", "Управление медицинским бизнесом" мы отмечаем рост",— утверждает Федор Федоров.

Между тем у многих российских бизнес-школ отраслевых программ нет: не хватает возможностей (площадей, кадров). Либо руководители этих учебных заведений считают, что слушателям для углубленного изучения достаточно дисциплин по выбору. Так, обучение на General MBA обычно строится по следующий схеме: первый год — общие дисциплины, второй год — специализация. То есть на втором году группа разбивается по интересам, и каждый слушатель сам выстраивает для себя набор курсов.

Нишевые программы MBA по своей структуре не сильно отличаются от General. Любая отраслевая программа MBA обычно включает общие управленческие дисциплины, количество специальных дисциплин не превышает 50%. В МИРБИС таковых 35% (50% — общие курсы, еще 15% — иностранный язык и защита проекта). В ВШБ ГУУ объем специализированных дисциплин также составляет от трети до половины. Причем, как и на General, студенты отраслевых программ первый год изучают общие управленческие дисциплины, нередко вместе со слушателями других специализированных программ бизнес-школы.

Некоторые школы (например, ВШБ ГУУ) гибко подходят к пожеланиям студентов и позволяют менять специализацию. "Бывает, что слушатели, выбравшие программу "Общий менеджмент", через какое-то время решают более глубоко изучать и защищаться по теме "Корпоративное управление и корпоративные финансы",— рассказывает руководитель отдела маркетинга ВШБ ГУУ Арсений Кабалевский.— Нередки и случаи, когда слушатели программы "Информационный менеджмент" переводятся на общую специализацию".

Стоимость нишевых программ, как правило, сопоставима с General MBA. В чем же тогда их отличие? Во-первых, в аудитории. На общую МВА поступают слушатели из самых разных сфер бизнеса, тогда как нишевую чаще выбирают представители одной отрасли. Для многих студентов это важно. "В группе собрался такой сплоченный коллектив, что после получения диплома они создали собственную компанию,— рассказывает консультант, выпускница программы "Управление инвестиционно-строительным бизнесом" бизнес-школы МИРБИС 2010 года Александра Корн.— Я, например, нашла партнеров, надежных контрагентов и даже будущих клиентов".

Во-вторых, по своей насыщенности специальными дисциплинами отраслевые программы все же имеют преимущество перед General. Например, на программе "MBA — ИТ-менеджмент" в МИРБИС на втором году обучения предлагают такие курсы, как управление ИТ-услугами, управление информационной безопасностью, продажи ERP-продуктов и т. п. На General MBA таких курсов нет. Спецкурсы по выбору на обычной МВА — это скорее функциональная специализация. То есть слушателям предлагают расширить свои знания в маркетинге, финансах, HR и т. д. Отраслевой же специфики здесь не дают.

Например, генеральный директор ООО "Код безопасности", выпускник программы "MBA — ИТ-менеджмент" бизнес-школы МИРБИС Андрей Голов, поступая на программу, планировал со временем стать ИТ-директором. Специализированные предметы помогли ему систематизировать знания и опыт, полученные в этой сфере. Андрей быстро добился желаемой должности. Но позже его назначили гендиректором. "И хотя общие знания по управлению, полученные на первом году обучения, сейчас очень пригодились, я чувствую, что их недостаточно",— признается Голов.

Таким образом, отраслевая специализация предполагает, что менеджер будет расти в рамках своей области. Топ-менеджерам (или тем, кто планирует ими стать) лучше выбирать General MBA или даже Executive MBA.

Текст: Владимир Правоторов, шеф-редактор Begin Group

Обсудить на форуме (0)

Секрет фирмы, март 2013, 2013-04-12
 
mba



 
     
© 2004-2019 mba today, связь с нами. Перейти в начало сайта.